Андрей Грунтовский о появлении в последнее время ряда «патриотических фильмов», штампуемых госмашиной ...

«Этика, эстетика и прочая чепуха –
Просто его женская прислуга…»
В.В.Маяковский
 
Дождались мы манны небесной. Дожили… Думал, - не доживу! Обрушилось на нас патриотическое кино. Не то, что снимали про Россию недавно (вот на днях показали по ТВ «Восьмерку» А. Учителя) – посмотришь и только одно желание – «скорей валить из этой Рашки». Как будто в другой стране и в другую эпоху снято… Страна Левиафания…
 
Нет – буквально в последние несколько лет – так и посыпались фильмы из рога изобилия. И откуда финансов столько взялось? Только одно настораживает, вроде фильмы наши... да не совсем наши… В титрах смотришь – «Коламбия пикчес…» или «Двадцатый век фокс…» Ну, ладно, подумает обыватель – ничего – научат «наших» снимать и писать «крепкий американский сценарий на миллион». Наши-то наследники Васильевых и Довженко разучились чегой-то…
 
Но «фокс» это ж – лиса! Хитрят, однако. Чегой-то тут не так… И стал я эти фильмы смотреть – чему там такому у «фоксов» научились. 
 
Причем сериями такими посыпались, партиями… Словом, конвейер. Вот про космос. Как хорошо! Вот, ведь, чем действительно могла Страна советов гордиться! Да и вообще – всё достойное темы патриотизма оказалось там – до перестройки! Потому что потом – развал и распад – какое же патриотическое воспитание! Все достойное воспевания оказалось там, - в Стране советов, а с другой стороны надо же «совок» поливать грязью – вот неразрешимое противоречие!
 
Первый фильм был про Гагарина… Но настолько уж ни о чем, настолько серой мышкой шмыгнул, что и говорить нечего. А, может, это и неслучайно, что такой фильм в прокат запустили? Гагарин везде первый! Только тошнит от такого фильма. Перегрузка, видимо… Даже названия вспомнить не могу – до чего тошнит…
 
Потом «Время первых». Вроде бы на документальной основе… Но что мы видим? Главного конструктора, который твердит, что наши «на орбиту в кандалах летают»… Коварных кегебешников, непрестанно мешающих освоению космоса (ну, эти абсолютно во всех фильмах – неустанно мешают летать, играть в хоккей, в баскетбол и т. д. А главное неутомимо мешают сражаться с фашистами). Неузнаваемо исказились советские люди, пройдя сквозь призму «крепкого американского сценария». У них поменялся менталитет, исказилась пластика и голос, неузнаваем стал русский характер. Они заговорили какими-то несоответствующими той эпохи диалогами. Откуда это? Что за препарация истории?
 
Я, когда-то шутя (и не совсем шутя) на лекции, актерам пытался сформулировать американскую кинодраматургию. Она сводится к двум репликам: «Нет! Только не это!» и в финале: «Мы это сделали!» Всё остальное – это кино-трюки, фарс. «Фарс» в древнем античном театре означал начинку пирога – «фарш» в русском произношении. Выяснилось, что драматургия «Время первых» набита не нашим фаршем… Давно протухшим в американском кино.
 
Таким же, удивительно похожим… Просто под копирку, оказался фильм «Салют 7». Опять на «документальной основе»! Какие-то кубометры воды, плавают на борту орбитальной станции! Да ладно! Но что делается с космонавтами! Приобретя американскую ментальность через «крепкий сценарий», они тоже стали неузнаваемы! Душат друг друга – дерутся насмерть, курят и пьют на борту станции. Что особенно характерно – никакой дисциплины! Потом с помощью – конечно кувалды! – чинят корабль… А в это время на земле очередной психопат - начальник полетов! - швыряется в центре управления полётом стульями… Военные, «кровавая гебня» только и думают, как сбить собственный «Салют» нашим ПВО (что вообще технически невозможно!). Невероятная фантастика, скрывающая правду жизни…
 
Хорошо, что сразу после этого я пересмотрел документальный фильм про те же события. Услышал спокойный голос Джанибекова, увидел благородные (совсем не психопатичные на американский манер) лица советских ученых и офицеров. Отлегло… Отошло на задний план наваждение…. Слава тебе Господи! Слава тебе, Боже, - всё было не так! Что это – сумасшедший дом? Страна Левиафания? Вспоминается советское кино на эту тему – «Возвращение с орбиты». У меня есть к нему замечания тоже, но всё же – день и ночь.
 
Вообще, современные фильмы удивительно похожи и через неделю уже не помнишь, где какой эпизод был… В «крепком американском сценарии» можно легко переставлять кубики местами – ничего не меняется… Но тему космоса, наверно, вычерпали… Может, один-два фильма еще снимут – но еще хуже и лживее.
 
Зато необъятна тема поэзии и песни. Сколько фильмов и сериалов за несколько лет: Гурченко, Пьеха, «страсти» шестидесятников, Владимир Высоцкий, наконец… - просто Клондайк! Любимые народом – только поставь имя на афишу – уже кассовый сбор обеспечен. И как ведь патриотично! Но мне даже не хочется разбирать эти работы – «американские кубики» всё те же: психопатичное поведение, «страсти», «кровавая гебня» мешающая «страстям»! Ну, понятно Аксенов – он-то и писал всё в двухтысячных, прожив уже несколько десятилетий в Америке, плюс – старческий маразм… и шизоидный антисоветизм. И вот, действительные, казалось бы, события так преобразились! Бедные «гонимые» шестидесятники – на самом деле большей частью – дети министров, кегебешников, комиссаров… Только, на самом деле, - достойных комиссаров. Не в упрек папашам говорю. Талантливые дети, ну с проблемами творчества… Но только вот о творчестве – в этих фильмах ничего и нет. Так же в фильме о «Высоцком» (в котором, кстати, есть и хорошие сцены: например – рассуждение о молитве) – опять КГБ, опять прослушка… А где о поэзии? Ну а если по правде – не было, пожалуй, среди сотрудников КГБ и МВД тех, кто не был бы поклонником Владимира Семеновича. В том числе генсек и его дети…
 
Но фильмы-то эти не про это, а про то, как, мол, тяжело тогда жилось… В некоторых из них есть удачные сценарные, режиссерские, актерские работы… Есть неудачные… Но дело не в этом – не тот социальный заказ… Вернее не социальный он, а капитальный – вот ведь в чем собака зарыта…
 
Ну, еще серия фильмов про спорт. Это тоже – Клондайк, такого еще наснимают… Я сам помню, как, прильнув к экрану, смотрел трансляции хоккея «СССР – Канада» (Кстати, - подсказываю киношникам – не меньшей популярностью пользовались боксерские матчи СССР – США).
 
Ну, здесь – в хоккее – опять те же голливудские «кубики»: психопат хоккеист – всё крушит, обижает ближних – никакой дисциплины. Конечно, коварная «гебня» и чиновники (тупые, разумеется) от спорта, отставной тренер – «бывший лучший, но опальный стрелок» ну и т. д. - самый традиционный набор. А на самом деле – просто подменяющий американским «фаршем» отсутствующую во всех этих фильмах подлинную драматургию. 
 
И все эти фильмы не только блестяще профинансированы, но и разрекламированы первыми каналами, всей госмашиной, вплоть до президента, которого лично подключают к рекламе... Таков и последний в этой серии фильм - «Движение вверх». Да, попытались вдовы спортсменов вернуться к истине – какое там! Кому же истина нужна! Нет, не нужна! Если ты литовец, то уж должен клясть Россию и мечтать сбежать из неё… ну и так далее – не буду перечислять всех нелепых измышлений – без которых от фильма ничего и не останется. Потому-то их, разумеется, никто устранять и не будет… Ну, спортивных тем пропасть: хоккей, футбол, может до бокса и штанги доберутся… Но, братцы, повторюсь - голливудские «кубики» не могут заменить подлинную драматургию! Она не в столкновении личности с советским режимом (Гамлет разве с Советами воевал?) Драматургия носит богословский характер: грехопадший человек в грехопадшем мире. Но об этом словно не догадываются…
 
Ну, и несколько слов скажу о патриотическом «патриотическом» кино. Есть ведь такое! Появилось, - слава Богу! То есть, ребята взялись за дело с уважением к прошлому, без тайной сверхзадачи – очернить его, а действительно с гордостью за него и с уважением…
 
Последнее, что я посмотрел из этого – «Танки». Фильм глубоко разочаровал… И тут всё же пролез злой кегебешник… Правда, он потом добреет и делается беспричинно «нашим»! Но не в этом беда… Беда в «кубиках». Авторы решили, что правда жизни – это так не интересно… и навыдумывали совершенно невероятные приключения… Совершенно неправдоподобные в 1940-м году… И вот эта их особая невероятность делает фильм особенно не интересным. Она переводит картину в рамки дешевой фантастики, словом – «Двадцатый век. Фокс». Тошнит от этого – подвиг Кошкина и команды (кстати, простудившегося и умершего на этом марш-броске – о чем в фильме ни слова!) – подвиг Кошкина совершенно теряется в этом фантастическом (просто «звездные войны»!) окружении. Хорошему актеру Мерзликину – нечего играть. Про других актеров – молчу… Про музыку – и говорить не хочется, настолько она не стыкуется с 1940-ми. Повторюсь и подчеркну – никакой даже сверхгениальный актер не вытянет роль, если он поставлен в совершенно баснословные обстоятельства, разрушающие всякую попытку правдоподобия образа. Какой тут сороковой год? Где предощущение войны? Откуда эти фашисты-фантомасы? И пр. и пр. и пр… Нет, погружения в эпоху не состоялось. И какой же может быть патриотизм, если даже самый малый подросток почувствует фальшивку!
 
Почему такая неудача? Значит, не достаточно просто любить и ценить прошлое – надо его понимать. А главное – понимать свою профессию: сценариста и режиссера. Однако, надеюсь, что у авторов есть потенциал…
 
Наиболее удачная работа из этого «кина» – «Двадцать восемь панфиловцев». Здесь фантастика сведена к минимуму (хотя и она присутствует в разговорах бойцов, и это сильно портит дело). В этом фильме минимум голливудских кубиков, но не хватает своего – отечественного «фарша» и потому драматургия провисает. Кроме самого подвига панфиловцев – её ничего не поддерживает. Это замечательно для документального кино, но не достаточно для кино художественного. Отметим большие технические успехи группы в съемках. Но попытка вернуться в советскому кино уровня «На войне, как на войне» пока не состоялась. Ну, что ж – это первая попытка. Пожелаем успехов. И, тем не менее, повторимся – никакие технические успехи (ведь не реконструкцию снимаем, а кино!) не могут сами по себе наполнить картину духом, энергетикой и содержанием войны. А без этого любая драматургия тщетна.
 
Замечу между строк – что сам пытался этой команде помочь – писал Шальопе, звонил Пучкову (ибо они освещали весь процесс съемок). Готов был помогать инкогнито (даже без упоминаний в титрах). Однако, - не из их муравейника! - не приняли. А жаль, все те ошибки и промахи, которые я предполагал уже на раннем этапе – они совершили.
 
Тем не менее, всё же поздравляю – это первый блин, пусть комом, но он испечен. Пеките дальше!
 
Еще замечу между строк, - свой фильм о Василии Макаровиче Шукшине, который я начал снимать и анонсировал 4 года назад на РНЛ, так и лежит недоснятый на полке. Не помогли, не профинансировали, никто не протянул руку «нерукопожатому». Иногда играем в виде спектакля в нашем театре.
 
Про наших мэтров я здесь умолчу – у меня вообще не стыкуется в голове пустопорожность всех этих «Цитаделей» и «Солнц», весь их неистощимый антисоветизм с заявляемым патриотизмом и тем более – с православием! 
 
Еще пошли фильмы исторические. Это совсем другое… С миллиардными бюджетами и массовкой в 50 человек. Наибольшее отторжение вызвал «Викинг». Для чего он снят? Чтобы оттолкнуть молодежь от истории, от православия, от России? Внедрить очередной раз «норманнскую теорию» (Такой двухсотлетний западный спец проект!)?
 
Размазывающий сопли по щекам князь Владимир: это что – покаяние? Удивительно, что всё повествование ведется от имени викинга Свинельда. Позвольте, спросит читающий молодой человек, – причем Свинельд – дядей Владимира, его наставником и воеводой был Добрыня. Лицо историческое – брат его матери княгини Малуши, дочери древлянского князя Мала. Добрыня, безусловно славянин, - зачем его подменили на викинга? Зачем их «дискуссия» с Владимиром выливается в бой на мечах? Одна фантастическая сцена за другой… Факты же известные из Жития (святого, напомним!) и из летописи – либо искажаются либо просто замалчиваются… Зато масса фантастики, вроде катания по горам на ладьях… Внешний вид дружинников удивляет… Убогонько показано и крещение Руси.
 
Ну, не будем о деталях – дело ясное – древние руссы были психопаты, а главное не руссы они, а викинги. Хотя, конечно, наши предки и слова такого не знали. Они пользовались термином «варяг», что означало профессию, а национальность у них бывала всякая: и норманны, и угро-фины, и славяне… Рюрик (согласно «Степенной книги», составленной за много веков до появления «норманнской теории») производил свой род от древних пруссов (тогда еще не онемеченных), а его правнук Владимир был славянином – несомненно.   
 
Бомба заложена тут уже в самом названии. Оно отсылает нас к американскому фильму «Викинги». В этом фишка названия… И мы, мол, то же… Древняя Русь – цэ Европа. Вот в чем сверх-задачка… Вот в чем разгадка миллиардного бюджета.
 
Ну, о таких «исторических» фильмах, как «Матильда» - даже и говорить не буду. Проветриться и забудется. Я ознакомился слегка со сценарием и не стал смотреть – здоровее будешь. Опять одна фантастическая сцена за другой – опять «крепкий голливудский сценарий» всё из тех же пластиковых кубиков.
 
Ну, про многочисленные фильмы о войне – просто не хочется писать: всё то же и то же… - подмена драматургии импортным фаршем, бездуховность, безидейность, - попытка вытащить тему Отечественной войны через дешевенький приключенческий боевик. А сериалы на этой почве – бесконечный Клондайк!
 
И всё это из нашего кармана дважды: то есть из госбюджета профинансировано (наши налоги), а потом еще сходи и заплати за билет. И всё это вместе называется «патриотическое кино», воспитывает «патриотизм». Тут без кавычек нельзя никак. 
 
О чем же этот «патриотизм»? А о том, что несмотря на «гебню», партию и «совок» особо одаренные люди всё-таки играли в хоккей, взлетали иногда в космос и сочиняли стихи… И даже победили фашизм не смотря на сопротивления всего комсостава во главе со Сталиным, всего НКВДе, всех комиссаров, а также многочисленных предателей (что-то их страшно много – обиженных советской властью!) Но это коварное время миновало и вот теперь у нас – свобода и… «молодым у нас везде дорога, старикам у нас везде почет…» Словом, - каждый теоретически может стать миллионером. Вот ведь в чем «сверхзадача» этого кино.
 
Почему же так? Отчего? С чем мы имеем дело? Почему даже искренне желающие возродить старое советское кино («Двадцать восемь панфиловцев») не могут это сделать?
 
А штука в том, что недостаток художественного уровня, слабая драматургия, недотягивание по режиссуре – это еще не всё. Даже если всё подтянуть, - не выйдет. Все равно получится явление современного буржуазного искусства. Ибо кино обслуживает тех – кто его кормит. И идеологически тоже.
 
Я верю в то, что на смену этому лже-патриотичекому кино придёт действительно великое русское кино. Что нужно для этого? – Национальная идея. Не вчерашнего дня, а завтрашнего. Идею, не подмененную на общее понятие «патриотизм» (патриотизм бывает разный – у рабочего он один, у олигарха – другой.) Я неоднократно излагал свою формулу для национальной идеи завтрашнего дня: социальная справедливость, духовность, самодержавность.
 
Вспомним классику. В чем сила «Живых и мертвы» Столпнера, «На войне как на войне» Трегубовича, «Освобождения» Озерова? А в присутствии национальной идеи, одухотворяющей фильм. Она не присутствует там в открытом публицистическом виде, превращая художественное кино в агитку. Она присутствует там – и от этого сильнее воздействуя! – через художественный образ. И достигается он в первую очередь правдивостью образов – их аутентичностью на всех уровнях работы – на сценарном, на режиссерском, на актерском. А что ныне – позаимствованные из Голливуда американские «кубики», дешевые маски, полная духовная пустота… Смотришь на лица этих актёров и актрис – неужели это внуки тех, кто брал Берлин! Но дело не в анатомии лица, а в одухотворенности – она видна на старых фото… Посмотрите на неё в «Бессмертном полку»!
 
В 1993 году, после отмены советской конституции, Ельцина спросили: а какая же теперь национальная идея у нас в России? Он ответил: «Идея одна – обогащайтесь» Вот под этой идеей и твориться кино. Оно стало частью рынка, частью производства: деньги – товар – деньги. Оно должно окупаться… Оно служит Мамоне и проводит идеологию Мамоны. И даже те немногие творцы кино, что отреклись от этой службы, но не привнесли в свое творчество подлинную национальную идею, подобны тем евангельским несчастным из которых изгнан один бес, но за неимением Бога в душе на пустое место приходит легион бесов…
 
Итак, подведем итоги… Кино — это искусство и искусство серьезное (то есть не продакшн и на конвейер не поставишь) и требует настоящих талантов. Это условие необходимое, но недостаточное. «Чистое искусство» - это обман или самообман… Нужен еще дух, а он определяется национальное идеей, а она либо соответствует Богом даденной промыслительной идеи России, либо не соответствует и тогда кино – разрушительно. Либо она, идея эта, просто – никакая и тогда кино – никакое… Да хватит нам духу и сил преодолеть подобный «патриотизм».
 
Теперь о продакшине. Ведь большей частью прокатная сеть принадлежит не нам, и соответственно финансирование, а кто платит… тот и заказывает идеологию своего «патриотизма». Трудно его будет преодолеть.
 
Андрей Вадимович Грунтовский, писатель, поэт, руководитель «Театра народной драмы»

Источник