Президент кинофестиваля «Встреча» рассказывает о роли кино в формировании ценностей общества
Искусство кино в формировании мировоззрения отдельного человека и общественного мнения в целом играет очень важную роль.
Просмотр фильмов « Чапаев», который мальчишки смотрели по 10 раз, сформировало поколение людей готовых отдать жизнь за идею. Именно они, воодушевленные подвигом этого киногероя, стали защитниками Родины в годы Великой отечественной войны.
А просмотр фильма « Брат» Алексея Балабанова в годы перестройки направило молодежь на создание бандитских группировок и искалечило тысячи человеческих судеб.
Исследуя культурное и социальное поле, мы видим, как кино влияет на общество.
Интересно проследить, как в разные периоды времени в нашей стране создавали фильмы о роли отца в жизни семьи и общества в целом и как именно этот персонаж, его социальная роль, влияли на различные социальные и возрастные группы.
Середина 20 века, предвоенный и военный период - фильмы: «Большая семья» (реж. Луков), « Отец солдата» (реж. Р. Чхеидзе), «Судьба человека» (реж. С Бондарчук).
Послевоенные, 70 годы: « А зори здесь тихие». «Монолог» Ильи Авербуха, « Белорусский вокзал» Ан. Смирнова, «100 дней после детства» Сергея Соловьева и т.д.
Это – фильмы, наполненные любовью не только к «родной крови», но и к каждому человеку, который рядом с тобой, который терпит бедствие, ответственность за которого ты берешь на себя. Они наполнены подлинной отцовской заботой и ответственностью.
80 годы – в фильмах улавливается тревога за подрастающее поколение, но все-таки и дается образ мужчины, способного и желающего сражаться за спасение душ молодежи: « Доживем до понедельника» Ростоцкого, « Пацаны» Д. Асановой, но уже появляется и «Ворошиловский стрелок» Говорухина, как колокол наступающей духовной безотцовщины.
Не физической, а нравственной и духовной безотцовщины.
90 и 00 годы - «Брат» Алексея Балабанова, «Плюмбум» Абдрашитова, «Маленькая Вера» В.. Пичула, «Простые вещи», «Коктебель», « Как я провел этим летом» реж. А. Попогребского, « Географ глобус пропил» реж А. Велединского, «Сумащедшая помощь» Б. Хлебникова – здесь образы отцов до того уничижены, доведены до такого безобразия, до такого бессилия и духовного и нравственного, что их и отцами назвать трудно.
С 2010 по 2018 годы наряду с такими, все еще не имеющими верных нравственных ориентиров, как «Воробей» Ю. Шиллера, «Возвращение» Ан. Звягинцева, стали появляться фильмы об отцах, имеющих здоровые, в русских национальных традициях отцовства, качества.
Например. «Находка» реж. Вик. Демент, «Это твой день» реж. О. Масарыгин, «Коробка» Эд. Бордукова.
Очень жаль, что эта тема никак не отражается в мультфильмах для детей. Ведь дети играют в семью уже с трехлетнего возраста, и просмотр фильмов с четко выраженными позитивными ролями мамы и папы были бы очень полезны. Тем более, что сейчас очень много детей растет без отцов.
В этом плане очень приятно было видеть на нашем последнем кинофестивале « Встреча» мультфильм « Два трамвая» режиссера Св. Андриановой, где рассказывается о взаимоотношениях отца и сына.
Но без участия общественности, без социальной затребованности, изменения в этой области не произойдут.
Нужно чаще ставить вопросы о роли киноискусства в воспитании подрастающего поколения, о создании киностудий детского и семейного кино, о создании сети детских кинотеатров, так как роль визуальных искусств в наше время, его влияние на мировоззрение подрастающего поколения очень велика.
президент Международного
православного Сретенского кинофестиваля "Встреча"
монахиня София (Ищенко)
г. Обнинск