Радость часто бывает неожиданной. Особенно, если поводов для неё маловато. Но тем весомей она, тем благодатней.

За последние два года стало уже привычным говорить о новом курсе страны, заявленном Президентом – курсе «на сохранение духовно-нравственных ценностей».

И также привычным стало искать в нашей общей жизни подтверждения этого курса и опасаться проявлений отступления от него.

Страна пытается выздороветь, и признаки этого нет-нет – да и проглянут среди повсеместной хворобы.

Вот и сейчас – на теле смертельно больной культуры сверкнуло пятнышко здоровой ткани: рабочая группа общественного совета Минкультуры по развитию культурных центров под руководством Николая Бурляева признала проект инновационных культурных центров (ИКЦ), которые ещё раньше назывались ДНК-центрами,  несостоятельным. 

Минкульт  закрыл проект «ДНК-центр».

Изначально центры назывались Дома новой культуры  – ДНК-центры. Название дышит минувшим веком, ветром революции: «Кто там шагает правой?!»…

А ведь оно так и есть – ре-волюция, то есть шаг назад, обратное развитие.

Изначально проект ДНК должен был начать продуцировать  современное искусство в Калуге, Первоуральске и Владивостоке (остров Русский).

Этому явлению нашей жизни уже два года: в 2012 г. вице-премьер Владислав Сурков открыл первый ДНК-центр в Калуге, назвав его «домом меньшинств»

Куратор калужского ДНК-центра Александр Мамут, председатель попечительского совета института "Стрелка", упомянул о том, что благодаря проекту, должен поменяться культурный код калужан.

Так ведь ДНК – как раз об этом. А все СМИ это радостно и бездумно подхватили. Но это – уже вопросы безопасности нации…

Сколько прежде общественность ни трубила по поводу этого безумия, но сделать ничего не могла – из-за столь высокого покровительства.

И даже когда Сурков уже не был вице-премьером – проект закрыть не удалось. Лишь название ДНК на ИКЦ поменяли, а суть осталась. Как осталось и государственное финансирование.

За два года на проект выделили даже больше запланированного - 1,25 млрд рублей, а освоить смогли 493 млн рублей.

Только в Первоуральске  идут сейчас работы по строительству ДНК-центра, на месте Старотрубного завода, основанного уральским заводчиком Никитой Демидовым – он, мол, тоже новатором был. Подготавливается огромный барабан, нависающий над городом.

В духе пермских красных букв Гельмана.

И это сходство неслучайно: в числе бывших кураторов проекта –  специалисты, близкие к московскому частному Институту медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» с англоязычным преподавательским составом.

Современное искусство…

Общественность страны активно протестовала против переформатирования культуры посредством насаждения моделей псевдоискусства с приставкой «современное»: это были интервью, выступления, статьи, письма, телеграммы.

По словам режиссёра Н.Бурляева, проект ИКЦ (ДНК) подразумевал «создание нового пассионарного россиянина, агента перемен, который будет осуществлять политические реформы».

А это уже можно считать прямой угрозой не только политическому, но и духовному, нравственному и культурному суверенитету страны. И защищать от угроз.

И вот случилось нежданное: угроза уничтожена.

Инновационные культурные центры (ИКЦ) закрыты, а вместо них будут созданы Региональные культурные центры (РКЦ).

Рабочая группа под руководством Н.Бурляева разработала Концепцию РКЦ, где среди целей и задач – «воспитание гармоничной личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, формирование устремленности личности к здоровому образу жизни, высоким нравственным идеалам и патриотизму»; а также – взаимодействие с Русской Православной Церковью.

Итак, происходит что-то необыкновенное: вместо замены культурного кода – восстановление  родовой памяти, востребование традиции, припадание к истокам.

Даже и не верится.

Но это – от радости!

 

Людмила Рябиченко, 
председатель  Межрегионального общественного движения  «Семья, любовь, Отечество»,
член Президиума ЦС движения «Народный собор»