В ноябре 2016 года в российский широкий прокат вышел фильм режиссера Оксаны Карас "Хороший мальчик". Авторы утверждают, что это комедия, что называется, из жизни подростков.

Обычный парнишка с самым обычным именем Коля и еще более обычной и ни о чем не говорящей фамилией Смирнов где-то по своей глупости, где-то по глупости взрослых оказывается в центре нескольких историй, которые на первый взгляд происходят независимо друг от друга, но именно он, Коля, является связующим звеном в этом вещественно-моральном хаосе. Он влюбляется в старшеклассницу, которая по совместительству является дочкой директора Колиной школы, его начинает совращать молодая красотка-преподаватель английского, которая одновременно состоит в отношениях с тем самым директором в качестве любовницы, кто-то поджигает школу с только что завезенными компьютерами и тут же всплывает версия, что компьютеры сгорели не просто так, а были проданы директором налево, а сам директор тем временем берет шефство над Колей и начинает возить его по игровым залам - Коля, оказывается, может угадывать выигрышное число, а у парня гормоны играют и он готов броситься на любой предмет, напоминающий женщину, из-за чего отец даже выныривает из пучин самопознания и вручает сыну пачку презервативов.

Вопреки громким заявлениям о включении фильма в список "самых ожидаемых", лента практически незаметно прошла по большим экранам. Сенсации не получилось. Получился вполне средненький фильмец, на который, откровенно говоря, жаль два часа свободного времени и который не захочешь пересматривать. И который оставляет после себя неприятное послевкусие.

Этот фильм напомнил мне о старом, еще советском фильме эпохи ранней перестройки - "Куколка" 1988 года. По большому счету, обе этих картины об одном и том же. Пубертат, любовь и секс учительницы со старшеклассником, конкуренция за лидерство в классе, непонимание со стороны взрослых, интриги. Сюжет, в принципе, один и тот же. Подача разная. Если "Куколка" относится к жанру драмы, зрителю предельно понятно все с нравственными оценками: так нельзя, а вот так можно, это хорошо, а это плохо, то в "Хорошем мальчике" те же самые события и действия преподносятся как комедия. Этакое забавное недоразумение: ну, подумаешь, лошок чуть не трахнулся с училкой - с кем не бывает. Ха-ха-ха. А она его обломала, ха-ха-ха. А чо такова? Директор школы дурит головы трем женщинам одновременно - а чо такова? Да сейчас все так делают. Каждый первый. Тиранит семью безумными идеями папаша-самодур - а чо такова? Да их, таких, пруд пруди. Дочка хамит родителям - а чо такова? Да подростки эти все такие, вы что, не знали? Ха-ха-ха...

Главный подвох этого фильма в том, что зритель, наблюдая за перипетиями, через которые проходят персонажи, ловит себя на мысли "А ведь так в жизни и бывает! Все правда!" Ну в самом деле, чем нас можно удивить? Сумасшедшими идеями по продлению жизни до 150 лет? Или тем, что учительницы совращают своих учеников? Или тем, что солидные мужчины имеют обыкновение заводить побочных детей и жить с двумя-тремя женщинами одновременно? Да мы это все в изобилии читаем и видим каждый день в лентах новостей и наблюдаем в личной жизни знакомых. "Да точно, все так и есть! -
восклицает зритель. - Ха-ха-ха! Харрроший фильм! Прям все, как в жизни!"

И еще один подвох - фильм тяжело критиковать, потому что в нем по-настоящему хороший актерский состав и сама игра на высоте. И поэтому пакостей от этой картины не ждешь. И только в процессе просмотра с большим разочарованием понимаешь, что все-таки да, хорошие актеры снялись в не очень хорошем фильме.

"Хороший мальчик", который повествует, в общем-то, о трагичных вещах, а втянутость 15-летнего подростка в круговорот совсем не подростковых страстей это настоящая трагедия, преподносится как комедия. Ну не знаю, может, для кого-то это и смешно, но мне, матери троих детей, - нет. От слова "совсем". Я не понимаю, над чем там можно смеяться.

На мой взгляд, мы сталкиваемся с очередной попыткой расширения границ окна Овертона. Нам предлагают посмеяться над тем, над чем следует плакать. Директор школы, ведущий своего несовершеннолетнего ученика в игровой зал - это смешно? С каких пор это стало поводом для веселья? Учительница, в присутствии 15-летнего мальчика пьющая вино, а затем целующая его - с каких пор стало модно смеяться над этим? Если кто не в курсе - ее действия попадают под статью 132 Уголовного Кодекса Российской Федерации. И кто решил, что этот фильм можно смотреть детям от 12 лет? Кто решил, что 12-летним детям можно смотреть на то, как пьяная учительница целуется со своим учеником? Кто решил, что 12-леним детям можно смотреть на то, как папа снабжает презервативами своего несовершеннолетнего сына? Кто решил, что 12-летним детям необходимо знать о том, как порой ведут себя взрослые дяди и тети? Кто решил, что все эти факты можно воспринимать как комедию? К слову, у той же "Куколки" возрастной ценз 18+.

Не для кого не секрет, какой мощной силой воздействия обладает искусство кино, и какие мощные подражательные реакции оно способно вызывать. Каждая сцена, каждый кадр отложатся в душе зрителя, а у юного зрителя они еще и в значительной мере будут формировать модель поведения. Если 30 лет назад дети, насмотревшись фильмов, играли в мушкетеров и красноармейцев, то в кого они будут играть сейчас? В любовников, воров и хамов?

Ну а на закуску - главная интрига фильма. Весь этот коктейль из адьюльтера, криминала и семейных разборок снят про поддержке Министерства Культуры Российской Федерации. А другими словами - фильм частично снят на бюджетные деньги. На те деньги, которые можно было пустить на образовательную или культурную программу. Но их пустили на фильм, который не только не учит ничему положительному, а напротив - утверждает мысль, что пошлость, разврат, воровство и бредовые идеи норма нашей жизни и единственную реакцию, которую они должны вызывать - это желание поржать. Фильм, который легко и непринужденно предлагает зрителю переступить моральный барьер, преподносит порок в положительном свете, стирает границы у понятия дозволенного. Весьма странные вложения МинКульта.

Лилия Малахова

Источник