Источник в отрасли рассказал о вредительстве, совершенном год назад в гидролаборатории ЦПК

 Насколько безопасно летать на корабле «Союз»? Год-два назад подобные вопросы даже на ум никому не приходили. Теперь, после обнаруженной «пробоины» ручной работы, они появились. А ведь репутация «Союзов» была незыблемой десятки лет! Сейчас она оказалась «продырявлена» вместе с корпусом корабля «Союз‑МС‑09». Сделано это случайно или умышленно? Специальная комиссия Роскосмоса будет выяснять это до середины сентября. Между тем сотрудники отрасли, те, кто работает на Земле, уже сегодня дают ответ: к космическим ЧП приводят, как правило, два фактора: кризис, царящий в руководстве, и кадровый провал, порожденный этим кризисом. А «метод дрели» ранее уже применялся, чтобы обратить внимание на эти проблемы.

В ночь на 30 августа на космической станции стало падать давление. Дыру, проделанную при помощи дрели изнутри нашего «Союза‑МС‑09», пристыкованного к модулю «Рассвет», космонавты обнаружили довольно быстро. И все благодаря имеющейся на борту аппаратуре для быстрого определения «координат пробоя в натурных условиях МКС». Она была поставлена на станцию в рамках эксперимента «Пробой». То есть сначала трещины имитировали при помощи переносного источника акустического импульса, а тут кто-то решил «проверить» работу «Пробоя» в реальных условиях...

Настоящая дыра от дрели диаметром около двух миллиметров была обнаружена прямо за декоративной панелью АСУ (ассенизационно-санитарного устройства). Именно через нее и выходил воздух. Космонавты в два приема заделали ее эпоксидкой. Но осадочек, как говорится, остался.

Когда происходит какое-то злодеяние — смотри, кому выгодно. В условиях, когда Роскосмосу и без того наступают на пятки «Фальконы» Илона Маска, и это грозит нам уже через два года острой конкуренцией за доставку космонавтов на орбиту, версия о намеренном вредительстве на борту нашего «Союза» не исключается. Сбросить «Союзы» с пьедестала самых надежных в мире пилотируемых кораблей — это повод для преднамеренной диверсии. Тем более что на станции накануне возникла для этого очень удобная ситуация, когда обоих наших космонавтов в течение 8 (!) часов не было «дома», они работали в открытом космосе.

Однако с кем ни разговариваешь в отрасли, над возможной диверсией со стороны американцев смеются: мол, своих причин выше крыши — от неопытных монтажников на сборке до сведения счетов в высшем эшелоне власти.

И, видимо, они правы. Иначе зачем руководству понадобилось обманывать общественность, потчуя ее в первые дни версией про метеорит, которого не было? Наверняка чтобы найти вредителя в своих рядах. Сделано это было очень коряво и опрометчиво. Потому что уже через два дня NASA выложило в Сети видеоролик про ремонт пробоины от дрели. И обман раскрылся. В народе сразу поползли слухи: обманывают, значит, скрывают какие-то серьезные ошибки.

Самая популярная версия среди специалистов отрасли: дыру просверлили неопытные монтажники, которые все перепутали, как и те, что в 2013 году перепутали датчики угловых скоростей на «Протоне», вставив их в разъем вверх ногами. Спецы вспоминают также, что как-то продырявленный дрелью корабль уже летал на орбиту! Только маленькое отличие: ту дыру горе-сборщик сразу залепил надежной эпоксидкой, чтобы не допустить трагедии, а тут все гораздо серьезней и страшнее: дыра, по всей видимости, была просверлена на Земле, еще при сборке в РКК «Энергия», и залеплена клеем, который через два месяца усох, и щель в космосе раскрылась.

— Того, что это произойдет, мог не знать юный монтажник, но тот, кто проверял его работу и явно наткнулся на этот косяк, не мог не знать, — говорит один из бывших руководителей подразделения отрасли. — По всей видимости, тут имел место саботаж, сродни тому, что год назад произошел в Центре подготовки космонавтов при строительстве гидролаборатории, но был скрыт тогда от широкой общественности.

Источник