Правительство утвердило 34 госпрограммы на 80 трлн рублей, которые должны существенно повысить уровень жизни россиян к 2020 году. Главным итогом стала экономия на почти полтора триллиона рублей, и самым интересным оказалось то, на чем именно правительство решило сэкономить, а какие расходы оставить без изменений.

Правительство утвердило 34 госпрограммы, подавляющая часть которых будет реализована в период с 2013 до 2020 года. Общий объем их финансирования оценивается в 80 трлн рублей.

В госпрограммы вошли 55 показателей, содержащихся в «майских указах» президента Владимира Путина, которые он издал в 2012 году после вступления в должность для исполнения своих предвыборных обещаний.

Однако в условиях сложной экономической ситуации финансирование пяти госпрограмм пришлось сократить. Экономия бюджета составит более 1,4 трлн рублей. О возможности сокращения ряда госпрограмм еще осенью предупреждало МЭР, мотивируя это замедлением темпов роста российской экономики. Сегодня нагрузка на бюджет усилилась из-за ситуации на Украине, поэтому правительство оказалось в жестких рамках. «На мой взгляд, основная причина сокращения госпрограмм не столько в смене приоритетов, сколько в банальной нехватке средств», – говорит аналитик FBS Кира Юхтенко.

Так, урезание расходов коснулось развития Северного Кавказа, Калининградской области, сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса.

Что пострадает

Финансирование развития Калининградской области сократили более чем в семь раз – с 446 до 63 млрд рублей. Причем произошло это уже не впервые. Изначально региональное правительство в проекте программы просило выделить из федерального бюджета 646 млрд рублей, но Минрегион еще в 2013 году обрезал бюджет на 200 млрд рублей.

Калининград просил эти деньги на создание автомобильных дорог к пограничным пунктам, биохимического и автомобильного кластеров, новых энергетических объектов и объектов социальной инфраструктуры. За счет этого региональные власти хотели поднять ВРП региона, увеличить налоговые доходы, прямые инвестиции, производительность труда, количество новых рабочих мест и нового жилья. Логично, что заявленные ранее социально-экономические реформы в регионе при урезании программы до 63 млрд рублей реализовать будет сложно.

В то же время сократилось бюджетное финансирование госпрограммы по развитию Северного Кавказа – на 13%, или на 30,3 млрд рублей (с 235 до 204,7 млрд рублей). Но в целом госпрограмма (сроком до 2025 года) предполагает объем финансирования в 2,5 трлн рублей, где 90% средств должны быть не бюджетными, а частными. Государство уже вложило в развитие этого региона большие средства и теперь надеется на привлечение инвесторов.

Но вот развитие Дальнего Востока и Байкальского региона по-прежнему остается в приоритете. Финансирование этой госпрограммы сохранено на уровне более 346 млрд рублей. Это, кстати, почти в два раза меньше, чем изначально просили власти Калининградской области на развитие своего региона, несравнимо меньшего по размерам, чем Дальний Восток.

Госпрограмма развития сельского хозяйства пострадала не критично, ее финансирование урезали всего на 1%, или на 15,9 млрд рублей. При этом сохранились задачи по росту производительности труда и субсидированию на литр молока, добавилась грантовая поддержка фермеров для улучшения их технического оснащения.

Финансирование рыбохозяйственного комплекса тоже, с одной стороны, урезали не так сильно – на 12%, или на 11 млрд рублей (бюджет потратит 83 млрд рублей до 2020 года). Однако это все равно скажется негативно на положении и без того не очень развитого, но перспективного сектора. Россияне и так сейчас едят крайне мало рыбы. В России норма потребления рыбы – 20 кг на человека, а в той же Японии – 70 кг.

«Рыбные хозяйства находятся в плачевном состоянии: эту нишу все больше занимают мелкие рыбные хозяйства, которые не всегда соблюдают нормы и зачастую разводят рыбу в непроверенных водоемах. В итоге на стол она попадает с высоким содержанием ртути, подвергая здоровье опасности», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.

Авиастроение

Но больше всех от экономии бюджета пострадала авиационная промышленность – по крайней мере внешне. Ее финансирование, на первый взгляд, сократили в 2,4 раза – на целых 985,8 млрд рублей. Еще недавно на развитие авиастроения государство хотело потратить 1,7 трлн рублей, теперь – только 714,2 млрд рублей. В целом объем расходов на эту программу сокращен с 2,1 трлн до менее 1 трлн рублей.

При этом в программе по-прежнему стоят амбициозные задачи, в частности, к 2025 году планируется увеличить производство самолетов в стране (военных и гражданских) до 300 штук. Это почти в три раза больше, чем было собрано лайнеров в России в 2011 году. С гражданским самолетостроением ситуация в стране и так не хороша: в прошлом году собрали всего 32 гражданских лайнера, при этом авиакомпании закупили более 600 судов иностранного производства.

Объем сборки вертолетов к 2025 году тоже должен вырасти вдвое, авиадвигателей – в четыре раза. При этом за время действия госпрограммы планируется произвести и продать самолетов, вертолетов и двигателей на целых 14,75 трлн рублей (при вложении менее 1 трлн рублей).

Столь серьезное урезание финансирования авиации не кажется удачной идеей. «В условиях стагнации экономики и возможного ухудшения ситуации государство вынуждено идти на столь непопулярные меры. Но, с другой стороны, именно авиационная промышленность, которая активно использует и производит инновационную продукцию, способна формировать точки роста экономики страны. Наша страна остро нуждается в высокотехнологичных секторах промышленности, особенно в свете отсутствия роста основных показателей этого направления», – говорит Андриевский.

Да и само правительство не раз говорило о необходимости построить в стране инновационную экономику, чему успехи в авиастроении только поспособствовали бы. При этом, например, финансирование госпрограммы на обеспечение общественного порядка сохранилось на уровне 7 трлн рублей.

Однако в итоге в Минпромторге поспешили объясниться, что речь идет не о сокращении расходов на авиапром, а всего лишь о, по сути, бухгалтерской операции. 1 трлн госсредств из этой госпрограммы был перенесен в другую – развития промышленности. Причем этот триллион спрятан в статье «закрытые расходы», которая связана с военно-промышленными разработками. В ведомстве говорят, что все «закрытые расходы» решено было перенести внутрь одной программы развития промышленности.

Забота о гражданах

Впрочем, наиболее важные направления социальной деятельности урезанию расходов не подверглись. Майские указы президента социальной направленности правительство учло полностью.

Главная задача государства на ближайшие годы – это здоровье граждан, продление их жизни, отваживание от вредных привычек и привлечение к занятиям спортом. Это подтверждается тем, что одна из самых дорогостоящих программ – «Развитие здравоохранения». На здоровье россиян из бюджетов всех уровней будет потрачено почти 27 трлн рублей. В среднем ежегодно около 4,4% ВВП страны будет тратиться на здоровье ее граждан.

При эффективной реализации госпрограммы продолжительность жизни россиян должна увеличиться до 74,3 года. Эти триллионы должны помочь снизить смертность в России в целом и уровень младенческой смерти в частности. ДТП, рак, туберкулез, алкоголизм, курение – особо частные причины смерти в нашей стране. Особое внимание уделяется снижению смертности среди молодежи, уровень которой в последние годы слишком высок. К 2018 году врачи должны получать на 200% больше, чем составляет средняя зарплата по региону, а средний медицинский персонал – на 100% больше.

Столь серьезные траты на здравоохранение более чем обоснованны. На урезание этой госпрограммы правительство пойдет лишь в самом крайнем случае, потому что это может вызвать волну негодования не только среди медицинского персонала, но и среди населения.

«Многие медицинские центры до сих пор не оснащены современным оборудованием. В российской глубинке не хватает ни врачей, ни специализированной техники. Порой, проводя сложнейшие и даже уникальные операции, наши специалисты теряют пациентов из-за плохого ухода в реабилитационный период», – указывает на серьезность проблемы Иван Андриевский.

Параллельно государство пытается сократить число самих пациентов. Сейчас спортом и физкультурой постоянно занимается только четверть населения страны. Через шесть лет спортивных граждан в России должно стать 40%. Такова задача госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта». На нее планируется потратить более 1,7 трлн рублей, из которых на плечи федерального бюджета ляжет 450 млрд рублей.

Не урезаны и средства на госпрограмму «Развитие образования». На нее в 2013–2020 гг. по-прежнему предусмотрено 4,1 трлн рублей. На рост благосостояния граждан бюджет потратит около 9,5 трлн рублей в рамках госпрограммы «Социальная поддержка граждан». За шесть лет российские власти хотят снизить количество россиян, живущих за чертой бедности, с 11,1% до 9%. Также большее число малоимущих граждан должны получить право на социальную помощь.

Кроме того, государство обещает поддержать безработных, увеличив размер пособий, и снизить уровень безработицы, на что с 2013 по 2020 гг. будет направлено 672 млрд рублей (госпрограмма «Содействие занятости населения»).

Около 600 млрд рублей будет потрачено до 2020 года на улучшение жилищных условий россиян (госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»). Через шесть лет объем ввода жилья в России планируется увеличить до 100 млн квадратных метров. К 2018 году средняя стоимость квадратного метра жилья должна снизиться на 20%.

Более того, покупка квартиры в кредит должна стать более доступной. Для этого ставится задача – обеспечить уровень процентной ставки по ипотеке на уровне индекса потребительских цен плюс максимум 3,8% в 2015 году, а к 2018 году – максимум плюс 2,2%. Учитывая, что после 2015 года государство планирует сохранять инфляцию не выше 5%, получается, что процентная ставка по ипотеке в 2015 году не должна будет превышать 8,8% годовых, а в 2018 году – 7,2%.

Повышенное внимание правительство обращает также на развитие транспорта в стране, на что бюджет выделит 6,85 трлн рублей, на обеспечение общественного порядка – 7 трлн рублей. Значительные суммы также предусмотрены на развитие науки и технологий – 1,5 трлн рублей, информационного общества – 1,2 трлн рублей, промышленности – 1 трлн рублей.

Сложный выбор

Реальное исполнение озвученных госпрограмм серьезно повысит уровень жизни в стране. Но, к сожалению, государству уже пришлось подрезать некоторые расходы. Пока удалось отделаться относительно легко, но не исключено, что урезание финансирования госпрограмм придется повторить в будущем. Экономическую ситуацию и сейчас нельзя назвать стабильной, и при столь далеком горизонте планирования – до 2020 года, а по некоторым программам и до 2025 года, сложно предугадать, какова будет наполняемость российского бюджета.

«В случае неблагоприятного для РФ развития событий ВВП может упасть в этом году на 1–2% в годовом исчислении. Сейчас российская экономика оперирует в условиях структурного кризиса. В правительстве ждут улучшения экономической ситуации с 2015 года, однако пока реальных предпосылок для этого мы не видим», – говорит Кира Юхтенко.

Сейчас сокращать расходы на оборонную промышленность и безопасность государство не готово. Но если в будущем снова придется делать выбор, то, по ее мнению, лучше направить имеющиеся ресурсы на госпрограммы по развитию и модернизации именно реальных отраслей экономики.

Текст: Ольга Самофалова

Источник