Размышления общественного лидера о духовной жизни современного христианина

Однажды в наше Краснодарское отделение движения «Семья, любовь, Отечество» позвонил незнакомый человек и выразил свою тревогу по поводу наступления «цифровой экономики» на наше общество. Случайный звонок стал началом наших совместных трудов, и сегодня он – мой брат во Христе и моя правая рука в нашей работе, но темы, которые мы с ним тогда обсуждали, по-прежнему остаются на повестке дня нашей организации.  

Мы с соратниками организовали и провели уже несколько конференций, совещаний, собраний общественности, на которых рассматривались самые важные для духовной жизни вопросы об угрозах богоданной свободе человека, возникающих в последнее время с невероятным натиском и быстротой.

Процесс расчеловечивания запущен и разворачивается так стремительно, что мы едва успеваем отслеживать основные вехи процессов, приближающих нас к царству антихриста.

Главный вопрос, который занимает любого христианина, желающего жить осознанно – где та последняя черта, у которой православный человек должен стоять насмерть? Православная общественность всё более склоняется к мнению, что это – биометрия, и что ни в коем случае нельзя отдавать свои биометрические данные в чужие руки, поскольку это представляет прямую угрозу свободе человека, превращая его в «винтик системы».

Однако, как все мы понимаем, настоящая война идет не на внешнем, а на глубоком внутреннем уровне – это духовная брань, где основным нашим оружием является молитва, а с нею пост и покаяние, без которых Православия просто не существует.

И здесь сходятся пути тех, кто остро осознает и переживает нависшую над нашим обществом угрозу электронного рабства, и тех, кто отмахивается от внешних проявлений апокалиптических событий, а порой и посмеивается над страхом «начертания печати» или символики «числа 666», утверждая, что пока в человеке сильна вера, ему нечего бояться всех этих внешних воздействий.

Таких взглядов, в которых недооценивается опасность «внешних» признаков наступления эры антихриста, придерживается большинство священнослужителей, в чем я сама убедилась, когда пыталась в выездной лекции для педагогов и сотрудников православного лагеря рассказать о темах, которые мы поднимаем в своей общественной работе.

Среди слушателей было много семинаристов, и мои попытки рассказать им о происходящем внезапно провалились, поскольку оказалось, что под видом официальной позиции Русской Православной Церкви (на которую мы и сами опираемся, ибо она признает и обозначает объективную опасность сбора персональных данных и их отчуждения от носителей) ряду нынешних семинаристов кем-то навязывается и всячески прививается отрицание какой бы то ни было угрозы так называемого «электронного рабства».

Пожалуй, здесь и проходит водораздел между двумя крайними позициями православного общественного сознания: одни утверждают, что все эти «уэки», «иэнэны», «снилсы», новые паспорта, электронные карты и прочая атрибутика вовсе не имеют никакого отношения к внутренней духовной жизни человека, а другие уже сейчас готовы собираться в общинки, бежать из городов, от разрушительного воздействия цивилизации, в леса, в горы, где их, конечно, всё равно найдут и достанут современные технологии, и значит это – не более чем самообман, суета сует, тараканьи бега, поведение маргиналов, недостойное настоящих воинов Христовых, каковыми должны быть верующие. Ведь если ты не готов отдать жизнь за свою веру – какая же это вера?

Наверно, это и есть та самая истина, которая лежит между двумя крайними точками: спасение только в Священном Писании, в постоянной молитве, в подвигах духовных, а главное – в покаянии. Наступили времена, когда каждому на собственном опыте придется выстрадать понимание того, что значит «путь узкий», путь крестный, путь исповедничества и страданий.

На одном из заседаний актива мы обсуждали, что в реалиях цифрового общества все сведения о каждом человеке попадают в единую базу данных, которая будет регулироваться в режиме «блокчейн» - неком подобии бесконечного электронного блокнота, в котором будет отражаться каждый шаг попавшего в «систему» человека. Всё будет отслеживаться, каждый будет на виду, «под микроскопом», и человеком станет очень легко манипулировать.

Все эти опасности вполне реальны, технологии давно созданы,  соответствующие законы на наших глазах активно лоббируются и принимаются, так что события разворачиваются гораздо быстрее, чем можно было бы предполагать еще недавно.

Как же спастись от власти антихриста? Куда и когда бежать? И, главное, как уберечь детей – самую уязвимую часть нашего общества?

Увы, ответ на эти вопросы удручающе прост: решить проблему, затаившись в углу, и тихонечко пересидеть непростые времена больше не получится. Рано или поздно выбор «хлеб или крест» встанет перед каждым. И, как точно сказал однажды один из наших соратников, к сожалению, мы все уже сделали выбор в пользу …хлеба.

Печать антихриста, помимо буквального ее выражения в виде штрихкода, имеет главным образом символический смысл. Печать антихриста – это наша привязанность к благам мира сего. Попробуйте-ка пожить хоть пару дней на необходимом минимуме продуктов – без вкусовых добавок, приправ, колбас, сосисок, конфет и прочих сластей. Не знаю, у кого как, а у меня уже не выходит.

Но если уже завтра придется довольствоваться самым малым, а то и вовсе голодать или же соглашаться на казенный рай в электронном концлагере, где плюшки получает только самый послушный винтик? Всё мое физическое нутро восстает против перспективы крайнего аскетизма и подвижничества, боится потерять те малые телесные радости, которые пока доступны нам.

Но ведь Христос не имел ни собственности, ни денег, ни пристанища на земле. Он говорил, что не хлебом единым жив человек, что плоть слаба, но дух крепок. Сам Он и множество Его верных последователей бестрепетно принимали мучения и смерть, укрепляемые Духом Святым. Православие – вера сильных духом людей, готовых душу положить за нее.

Не все выдерживают этот путь.

К сожалению, и в рядах активных людей то и дело появляются течения сектантского типа: одни впадают в панику и истерию, призывая сжигать документы, немедленно уходить из мира, ни в коем случае не подписывать документы, в которых требуется согласие на обработку данных.

Другие присоединились к недавно появившейся ереси «живорожденных» - эти и вовсе публикуют в газетах на всеобщее обозрение свои заявления с личным фото и прикладывают отпечаток пальца вместо «личной печати», уверяя, что это – «единственный способ выйти из системы римского права», по которому до сих пор живет всё человечество.

В этих публикациях они именуют себя «живыми, или живорожденными мужчинами и женщинами», запрещая называть себя «лицом, физическим лицом, налогоплательщиком, персоной, личностью, гражданином Российской Федерации», утверждая, что это спасет их от антихристовой нумерации. Орфография подобных документов явно указывает на неоязычество, как источник этой ереси, а то и на нездоровье.

Многие из протестующих тем или иным способом в своём рвении где-то хаотично касаются верного пути, но зачастую делают это в одиночку, впотьмах, плохо ориентируясь в происходящем.

Если бы всё общество дружно отказалось от использования новых документов, превращающих личность в цифру, победа стала бы возможной, но в условиях, когда большинство из нас просто не понимают всей опасности замены личности «цифровым профилем», такие методы протеста не добавляют им соратников, а скорее, наоборот.

Ереси растут, как грибы, в располагающих к этому условиях нарастающей дискредитации Православия, осуществляемой некоторыми церковными чиновниками и даже духовенством. Многие люди отождествляют этих  представителей с настоящей Церковью как телом Христовым, в котором все мы являемся её членами, а не бессловесной массой.

А в сети неоязычества, как мы, увы, увидели и на опыте нашей организации, попадают в первую очередь наиболее активные и пассионарные, но духовно неопытные общественники, потерявшие надежду на верное духовное окормление и защиту Матери-Церкви от соблазнов и опасностей века сего.

Церковь наша, увы, также больна, как и само общество, как и всё человечество, но она непременно – здоровая ее часть – исцелится в жестоких испытаниях и выживет, ибо врата ада не одолеют ее.

Сказано ведь нам: «Не бойся, малое стадо»! И значит надо готовить себя и детей (кто хочет их спасти) к отречению от своих привычных расслабляющих радостей, всячески уклоняться от гибельных объятий мира сего, полного соблазнов, трезвиться, пребывать в постоянной молитве и, не переставая, укорять себя за несовершенство, маловерие, малодушие. При этом не впадая в нравоучительство, ханжество, осуждение.

Мне непрестанно вспоминаются 40 мучеников Севастийских, среди которых нашелся один, безымянный для потомков – не выдержавший телесных мук, соблазнившийся сиюминутной теплой банькой. Но ведь там же был и другой человек, чьё имя в отличие от первого, сохранилось в веках – воин охраны Аглай, который тут же с радостью бросился в ледяное озеро, чтобы получить освободившийся небесный венец.

Каждый из нас до конца времён будет иметь свой шанс на правильный выбор, о чем писали и Оптинские старцы, и Паисий Святогорец, о чем говорил и Сам Христос в Евангелии: «Последние станут первыми».

 

Марина Мартынова,

председатель Краснодарского регионального отделения

Межрегионального общественного движения

«Семья, любовь, Отечество