Перед Россией сегодня стоит задача - сделать наше образование глобально конкурентоспособным и войти в число 10 ведущих стран мира по качеству школьного образования. Это не только вопрос престижа и высокой позиции в мировом рейтинге, это гарантия будущего экономического благополучия страны.

 Как показало последнее авторитетное международное исследование качества математического и естественно-научного школьного образования TIMSS, 60 процентов наших 4-классников имеют высокий уровень подготовки по математике и естествознанию. Среди учеников 8-х классов таких 46 процентов. (Напомним, в исследовании принимали участие 57 стран и 580 тысяч учеников. Оно проводится в начальной, средней и старшей школе в 4-х, 8-х и 11-х классах).

Результат наших четвероклашек по математике - 564 балла, по естествознанию - 567 баллов, что существенно выше среднего. Надо сказать, в естествознании наши школьники из началки в числе лучших. Впереди только Сингапур, Корея и Япония.

Эксперты объясняют такие успехи в начальной школе очень сильным дошкольным образованием и участием родителей в учебном процессе. В отличие от многих других стран в России родители традиционно помогают детям в учебе.

Еще одна хорошая новость: 70 процентов учеников признались, что им комфортно учиться в школе. Никаких сложностей ни с учителями, ни с одноклассниками нет.

Российские восьмиклассники доказали, что знают математику гораздо лучше, чем их сверстники в США и Европе. При среднем значении международной шкалы 500 у нас 538 баллов. Перед нами 5 азиатских стран. В естествознании наши восьмиклассники седьмые после Сингапура, Кореи, Тайваня, Японии, Словении, Гонконга.

К выпускному классу прослеживается четкая тенденция: тот, кто учился в углубленных математических классах, становится на голову выше сверстников из других стран. Россияне показали самые высокие результаты среди стран - участниц исследования. И таких вундеркиндов у нас 2 процента. А вот всем остальным хвастаться особо нечем: средний балл российских школьников 485, в то время как среднее международное значение по шкале - 500. Такой же результат - 485 баллов - у США. Снижение школьных знаний по математике началось в 2008 году, этот процесс идет не только в России, но и во Франции, Италии, Швеции, других европейских государствах.

Российские четвероклассники показали самые высокие результаты по чтению среди сверстников из 50 стран

Зато хорошие результаты показала наша начальная школа и в другом серьезном международном исследовании PIRLS. Наши четвероклассники набрали 581 балл и показали самые высокие результаты по чтению среди своих сверстников из 50 стран мира.

Мы обошли Сингапур, Гонконг, Финляндию, Тайвань, Англию.

Для исследования готовилась выборка, так что в нем принимали участие более 4 тысяч учеников 206 самых разных школ из 42 регионов, включая Москву и сельские школы в глубинке. Но отдельно было проведено исследование и по Москве, так как в PIRLS бывают представлены не только страны, но и города-мегаполисы. Так вот по Москве результаты фантастические. Школьники набрали 612 баллов при среднем значении 500.

В школах стало больше учеников, которые показали высокий уровень читательской грамотности. Сегодня таких 70 процентов, а в 2011 году было 63. Снизилось количество неуспешных детей. Низкий уровень показали сейчас 6 процентов, а было 8. Но не надо думать, что над тем, как привить любовь к книге и чтению, борется только Россия. По данным нынешнего PIRLS, читательская грамотность повысилась в 18 странах. А в предыдущем исследовании такую динамику показали только 11 стран.

Началка в России традиционно очень сильная, что и доказывают международные исследования. А вот в средней ситуация, к сожалению, меняется. По данным исследования PISA, показатели наших 15-летних учеников по всем пунктам пока чуть ниже средних. И самые большие усилия будут направлены на среднюю и старшую школу, где сейчас меняются образовательные стандарты. Они теперь должны быть ориентированы на возросшую роль проектной деятельности, цифровых компетенций, онлайн-обучения. Обновление стандартов нацелено не на структурные изменения, а на добавление в них базового предметного содержания, того необходимого минимума, который обязан знать каждый учащийся по каждому предмету. Стандарты для начальной школы уже одобрены, сейчас идет работа над документами для средней и старшей школы.

Цифровая школа - это инфраструктурный проект, который приведет к обновлению всего среднего образования

Эксперты замечают: цифровая школа - это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведет к обновлению всех школ и очень поможет учителям. Проект Российской электронной школы сейчас дорабатывается, за основу взята платформа Московской электронной школы, где учителя могут обмениваться своими наработками и сценариями лучших уроков.

От первого лица

Ольга Васильева, министр просвещения России:

- Перед системой общего образования стоят две большие цели. Первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему воспитания. Суть первой - системные изменения, которые, прежде всего, повысят качество и доступность образования. Вторая цель ставит сразу множество задач: новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, которые должны быть нацелены на подготовку специалистов по цифровым технологиям. Впервые стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трех лет. Нужно создать систему консультационной и методической помощи, грамотно вести работу со способными и талантливыми детьми. В каждом регионе должны появиться центры поддержки одаренных детей.

Источник