В Томском политехническом университете учебным процессом уже частично руководит искусственный интеллект

От ИА «Семья, любовь Отечество»:

Интервью «Российской газете» директора Центра цифровых образовательных технологий, проректора Томского политехнического университета (ТПУ) Александра Фадеева ярко демонстрирует образ новой российской высшей школы, выстраиваемой по лекалам наднационального проекта «Глобальные университеты», который после отработки в пилотном режиме в Томске, будет распространён на всё высшее образование страны.

Предлагаем читателям ознакомится со статьёй и сделать собственные выводы.

РГ: Что уже сделано в ТПУ по переходу на цифровые технологии?

Александр Фадеев: Томский политех входит в число российских университетов-лидеров по многим направлениям цифровизации. Десятки информационно-программных комплексов охватывают все сферы деятельности университета, большинство из них уникальны. Система цифрового документооборота, действующая в ТПУ, одна из лучших в стране.

Командировка, к примеру, оформляется у нас таким образом, что после ввода параметров предстоящей поездки (сроки, пункты назначения и так далее) информационно-программный комплекс сам формирует смету, приказы, все это подписывается в цифровом виде.

В ТПУ переведены в цифру разработка учебных планов, распределение учебной нагрузки преподавателей, учет успеваемости студентов, расписание занятий и учебные журналы, действует электронный сервис учета научных публикаций и многое другое.

Наши преподаватели активно применяют в образовательном процессе электронные онлайн-курсы, которых уже свыше 900.

Они работают, можно сказать, "двадцать четыре часа семь дней в неделю", самостоятельно организуют учебный процесс, формируют задания студентам и осуществляют проверку их выполнения.

В университете разработаны одиннадцать массовых открытых образовательных онлайн-курсов (МООК), из них два - на английском языке, один – на китайском.

За два года обучение по нашим МООК прошли более 20 тысяч слушателей из России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд курсов получил признание в экспертном сообществе, завоевал награды на национальных конкурсах и образовательных выставках.

Растет количество других интерактивных форм обучения: электронных онлайн-семинаров, видеолекций, систем дополненной и виртуальной реальности.

У нас, например, разработан "Виртуальный геологический полигон", при помощи которого студенты могут погрузиться в обстановку реально действующего учебного геологического полигона ТПУ в Хакасии. Когда будущие геологи потом приезжают туда на практику, им уже не нужно тратить время на адаптацию, изучение местности, они готовы сразу приступать к работе.

Мы переводим сейчас в виртуальную реальность наши ведущие научные лаборатории.

Учащиеся смогут совершать такие же действия, как если бы они находились в настоящей лаборатории: знакомиться с оборудованием, изучать особенности работы на нем. Для студента – это как игра в какие-нибудь "Танки", потому что используются тот же видеодвижок, те же клавиши управления.

Но игра - это одновременно и обучение, дающее определенные навыки. Виртуальный комплекс позволяет "отрепетировать" все детали и нюансы предстоящего реального эксперимента.

В текущем году мы начали переводить в виртуальный формат Исследовательский ядерный реактор ТПУ. Это одна из наших ближайших задач.

РГ: В каких направлениях предстоит продвинуться в ближайшее время?

Александр Фадеев: Первое - цифровизация управленческой деятельности вуза. Все информационно-программные комплексы университета являются частью единой системы и единого информационного пространства.

Это позволяет полностью перейти на цифровой документооборот, ликвидировать как класс бумажные документы и нецифровые электронные форматы.

На следующем этапе - расширение аналитики на основе анализа больших данных, "цифровая" интеграция с организациями и предприятиями-партнерами, чтобы упростить взаимодействие.

В решении этих задач мы неизбежно столкнемся с необходимостью развития так называемого "цифрового доверия", когда внутри вуза и вне его цифровой документ воспринимается как действительный без подтверждения бумажным оригиналом (с синими печатями и так далее).

Необходимо применение технологий электронной идентификации личности, биоидентификации, цифровых подписей и цифровых ключей.

Это имеет сверхвысокую актуальность, например, при обучении студентов на онлайн-курсах: мы должны быть полностью уверены, кто сдает экзамен от лица студента.

У студентов должна быть возможность изучать отдельные дисциплины онлайн в любом университете страны и мира

РГ: А как с образованием и наукой?

Александр Фадеев: Мы рассчитываем в ближайшие два года обеспечить цифровыми ресурсами (онлайн-курсами, тренажерами виртуальной реальности, видеолекциями и др.) все дисциплины в Школе базовой инженерной подготовки.

А в перспективе все дисциплины в вузе должны иметь цифровой компонент, позволяющий студентам при необходимости самостоятельно работать с учебными материалами преподавателя.

Соответственно, все преподаватели должны уметь самостоятельно разрабатывать и вести онлайн-курсы. Поэтому уже сейчас мы реализуем для преподавателей ТПУ курсы по 46 обучающим программам.

Мы должны предоставить возможность студентам изучать отдельные дисциплины онлайн в других университетах страны и мира, засчитывая им эти курсы на основании цифровых сертификатов по результатам обучения.

Что касается цифровизации научной деятельности, среди ближайших проектов - создание "цифровых профилей" научных сотрудников ТПУ, содержащих данные об их научных интересах, публикационной активности, достижениях, участии в исследовательских проектах, грантах и так далее.

Анализ профилей позволит оценить соответствие тематики исследований того или иного ученого, или их групп, приоритетам научно-технологического развития страны, ориентирам Национальной технологической инициативы.

Существуют "маяки НТИ" - рынки будущего. Среди них - "Аэронет" (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов), "Автонет" (развитие услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей), "Маринет", "Нейронет" и так далее.

Именно на этих рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, Россия будет фокусировать внимание.

Соответственно, необходима некоторая "ревизия" научного потенциала политехников, возможно, корректировка ряда направлений исследовательской и образовательной деятельности, смена приоритетов.

https://rg.ru/2018/09/27/sovremennye-tehnologii-izmeniat-obrazovatelnoe-prostranstvo.html