Школы все чаще отходят от традиционных форм обучения и пробуют новые методы.

 Например, делят классы в параллели на страты - особые группы, где учитываются способности и возможности разных детей. Таких страт может быть три или четыре в параллели. Получается, что на занятии вместе сидят ученики из разных классов.

В московской школе N 1811 ввели тьюторство и сорок педагогов за два года прошли программу переподготовки в Московском государственном педуниверситете.

Тьютор может посоветовать, какой кружок выбрать, поможет подготовить успешный проект. Ученикам старших классов тьютор помогает определиться с выбором профиля или даже профессии и помогает выстроить индивидуальный учебный план.

А еще в этой школе есть так называемые игротехнические сессии, которые проходят 3-4 раза в год. Ведут их те самые педагоги, которые получили тьюторские компетенции. Как выглядят такие сессии? Ученики на три дня освобождаются от всех уроков, но приходят в школу на общие неформальные встречи, которые могут быть предметными - по химии, биологии, литературе, географии, обществознанию - или общими, где обсуждают какую-то проблему. По сути это альтернатива уроку, только более интересная. Не хочешь участвовать? Иди на обычные уроки с другими классами. Сессии могут быть посвящены изучению текста, например, Библии или стихотворения Велимира Хлебникова "Море", а могут быть нацелены на решение конкретной задачи.

- Допустим, на сессии можно научиться тому, как делать ритмический анализ стихотворения, - поясняет учитель Ольга Караваева.

Ученики на три дня освобождаются от уроков, но приходят в школу на общие неформальные встречи

Ученики работают в большом зале, разделившись на группы, где могут быть и младшие школьники, и старшие. Ответы находят путем своеобразного "мозгового штурма" и обсуждения. Причем в разновозрастной группе об итогах всегда докладывает младший.

"Очень сложно научить детей задавать вопросы, - говорит учитель мировой художественной культуры Татьяна Камнева. - А после таких занятий все меняется". "А если в группу попали хулиганы? Они же остальным будут мешать в работе?" - спрашиваю. "На сессиях они перестают быть хулиганами и становятся самыми активными учениками. Труднее всего на сессиях отличникам. Они привыкли быть успешными, а тут это получается не всегда".

Как считает директор школы Александр Рывкин, тьюторство помогает школе избавиться от обезличенности. Но директор признает, что для школы это еще и дополнительные расходы, ведь работу тьюторов надо оплачивать. Как именно - решает школа.

Тьюторы могут работать только там, где есть вариативность образования. Очень заинтересованы в них частные школы. Сколько тьюторов нужно в школе? Существуют различные модели. Допустим, в частных школах, где 7-8 человек в классе, может быть один тьютор, работающий с этой группой детей.

Мнение

Татьяна Ковалева, директор Института тьюторства Московского педагогического государственного университета (МПГУ):

- Я уверена, что в будущем тьютор станет массовой профессией. Конкурс в МПГУ на тьюторскую магистерскую программу в этом году уже был около трех человек на место. За восемь лет существования магистратуры мы подготовили около100 человек. В целом же по стране сегодня работают более 5 тысяч тьюторов. А с 2017 года мы планируем дополнительно открыть специальную магистерскую программу по тьюторскому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Источник