Минобрнауки намерено переподчинить учебные заведения региональным властям

В четверг министр образования и науки Ольга Васильева подтвердила депутатам Госдумы намерение перевести школы из муниципального подчинения на уровень регионов. Масштабную реформу, которая начнется в 16 субъектах, она объяснила необходимостью «возвращения школ в государство» и укреплением «единого образовательного пространства». Прежде губернаторы выступили против такой идеи: заниматься хозяйственными вопросами тысяч школ из одного центра оказалось слишком неудобным. Однако идею поддерживают в учительском профсоюзе — там надеются, что это приведет к увеличению финансирования школ.

Министр Ольга Васильева в четверг анонсировала передачу школ региональным властям на заседании комитета Госдумы по образованию и науке. «Сейчас исторический период требует возвращения школ в государство и выстраивания государственного управления»,— сказала госпожа Васильева. Сейчас большинство школ в России учреждаются муниципалитетами и поддерживаются на этом уровне, включая и вопросы финансирования. «Трудно себе представить, что 44 тыс. школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются»,— пожаловалась госпожа Васильева. Она уточнила, что сейчас муниципальные власти непосредственно участвуют в создании школьных образовательных программ, что мешает созданию единого образовательного пространства: «Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем».

Как уточнили в пресс-службе Минобрнауки, предложение передать школы регионам прозвучало 5 июля на ведомственном совещании в Сочи: «Там выступили руководители органов образования 16 регионов и сказали, что хотели бы перейти к такой модели работы».

Ректор МГПУ Игорь Реморенко, работавший в Минобрнауки в 2004–2013 годах, рассказал “Ъ”, что «в начале нулевых» ведомство проводило такой эксперимент по инициативе руководства Самарской области. «Он показал неплохие результаты, потом присоединилась Астраханская область, другие регионы,— вспоминает господин Реморенко.— Но в 2011 году встал вопрос, нужно ли распространять его на всех». По его словам, большинство губернаторов пришли к выводу, что это должно происходить по выбору региона. «Губернаторы говорили, что ряд вопросов имеет очень сильную местную привязку: строительство дороги к школе, ремонт, питание. Если регион достаточно большой, а муниципалитеты разрозненные, то эти вопросы очень сложно администрировать из единого центра,— говорит Игорь Реморенко.— Вот почему сейчас каждый регион сам определяется на этот счет». По его словам, если руководство министерства решило распространить эту практику, то «данные вопросы придется тщательно продумывать и обсуждать с губернаторами».

Вице-губернатор Самарской области Дмитрий Овчинников рассказал “Ъ”, что режим госуправления образовательными учреждениями был введен в 2001 году. Вместо 35 муниципальных органов управления образованием были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством регионального Минобрнауки. А в 2011 году все муниципальные школы в 35 из 37 муниципалитетов области (за исключением Самары и Тольятти) были переведены в разряд государственных. «В результате была снижена доля расходов на содержание органов управления образованием,— говорит господин Овчинников.— Снижен разрыв между лучшими и худшими образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных результатов».

В Санкт-Петербурге школы исторически были подчинены региональным властям. «При этом директоров школ назначают все-таки главы районов по согласованию с городским комитетом образования,— говорит глава комиссии по образованию, культуре и науке петербургского заксобрания Максим Резник.— Что, на мой взгляд, неправильно: было несколько случаев, когда главы районов оказывали давление на директоров школ, и комитет ничего не мог поделать. Я считаю, что и эти полномочия нужно полностью передать городскому комитету».

«Передача школ регионам будет шагом в правильном направлении,— говорит сопредседатель независимого профсоюза “Учитель” Всеволод Луховицкий.— Сейчас школы разделены на муниципальные и государственные, что приводит к неравенству в их финансировании. Следующим шагом было бы правильно перевести их на общефедеральное финансирование. Но это достаточно длительный процесс».

«Главный вопрос — какие задачи улучшения качества и доступности образования может это помочь решить,— говорит академик Российской академии образования Виктор Болотов.— Ответа пока нет». По его словам, сложность системы образования является и ее недостатком, и достоинством. «Воевать с недостатками путем упрощения системы значит потерять очень важное — связь школ с местными сообществами»,— уверен он.

Александр Черных, Анна Макеева, Мария Арбузова, Патриция Вайцекаускайте; Екатерина Кособокова, Самара; Мария Карпенко, Санкт-Петербург

Источник