Некоторые семьи выбрали для обучения детей семейную форму образования — когда здоровые школьники учатся дома, а в школе раз в полгода-год проходят аттестацию. Чем таким детям и их родителям не нравится обычная школа и можно ли дома полноценно изучить школьную программу?

Воронежские мальчишки 7-летний Миша Торлопов, 10-летний Олег Кузьмин и 9-летний Ярослав Седых, как и все ребята их возраста, учатся в школе. Но при этом они не сидят на уроках в классе, а их учителя — это их мамы. По данным городского управления образования, сейчас в Воронеже так обучается около полутора сотен школьников, и с каждым годом их число растёт.

В российском законодательстве закреплены две формы внешкольного обучения: домашняя, когда у школьника серьёзное заболевание и к нему на дом ходят учителя, и семейная — когда совершенно здоровых детей учат не учителя, а сами родители, которых чем-то не устраивает школьная система. Почему воронежские мамы решили взять на себя эту ответственность?

Евгения и Олег: «Едим слона по частям»

10-летний Олег Кузьмин — очень серьёзный и не по годам рассудительный ребёнок. А вот с детским садом не сложилось — мальчик не только часто болел, он плохо ел в саду, а каждое утро начиналось с истерики.

— Мы пошли к психологу, и она сказала: «Несадовский ребёнок, водите лучше в кружки», — рассказывает Евгения. — Больше Олег не ходил в садик, мы начали заниматься в разных студиях. А потом я подумала: а может, мы и в школу не пойдём? А что касается общения — Олегу вполне хватает его и в кружках.

Евгения поговорила с руководством ближайшей школы № 60 и была приятно удивлена: ей пошли навстречу. Они подписали договор, что Олег будет проходить аттестацию раз в полгода, им выдали учебники, и Евгения стала сама учить сына, благо удалённая работа корректором ей это позволяет.

— Олег не всегда хочет учиться, — признаётся мама. — Но я объясняю, для чего нужны знания. А ещё у нас есть несколько игровых приёмов таймменеджмента. Допустим, «Съесть слона». «Слон» — это большое, сложное дело, кажущееся неподъёмным. Я говорю, что слона надо есть по частям. Например, проект по «Окружающему миру» — сегодня он подобрал картинки — «съел хвост», завтра нашёл информацию — «съел лапку» и т. п.

Сейчас Олег учится в четвёртом классе. Первые три года они сдавали аттестацию в школе в форме устных и письменных работ, проектов, рисунков. В этом году прикрепились к частной школе в Питере (это стоит 8 тысяч рублей в год) и сдают экзамены дистанционно (на время, в письменной форме).

— Конечно, средняя школа сложнее начальной, — говорит Евгения. — А впереди маячат ЕГЭ, которые мы должны будем сдавать на общих основаниях... Но я думаю, мы со всем справимся, такая форма нас обоих очень устраивает.

Юлия и Миша: «Когда мы ушли из школы, сын перестал болеть»

Юлия Торлопова и её 7-летний сын Миша только начали об учение по семейной форме. Юля вспоминает, что сын постоянно хворал в садике, и школа началась с болезней и стрессов.

— Школьная система имеет ряд недостатков, главные из которых — отсутствие индивидуального подхода и обязаловка, — рассказывает Юля. — К сожалению, школа не даёт детям навыков мотивации, самоорганизации, не помогает с выбором профессии… В общем, мы отходили в школу три недели, сын не понимал, почему для получения знаний нужно вставать к 8 утра и сидеть неподвижно за партой, повторять то, что он и так уже умел. Он даже заболел. И я ему сказала: «Завтра в школу не пойдём!» Он тут же выздоровел, хотя болел по-настоящему!

Юля не скрывает, что на уроках, которые обычно бывают у них пять раз в неделю, случается всякое: капризы, швыряние книжек. Но при этом Миша понимает, что учёба ему необходима.

— Когда он хорошо всё выполняет, ему перепадают награды, — рассказывает Юля. — Например, я говорю — сегодня учёбы не будет, идём гулять. Он радуется и понимает, что это заслужил. Ещё мы ходим в четыре кружка: самбо, рисование, робототехника, английский, читаем много книг. Многие ли дети, учась в школе, с тоннами домашних заданий, могут себе такое позволить?

Анастасия и Ярослав: «Общаться нужно с единомышленниками»

— И садик, и школа — это лишь иллюзия безопасности и контроля, — говорит мама троих детей Анастасия Седых. — Твоего ребёнка там могут обижать, а никому нет дела. Такая социализация, я считаю, не слишком полезна. Общаться имеет смысл с единомышленниками, а не со случайными людьми, которые оказались с тобой в классе. У меня своё бюро переводов, муж тоже работает удалённо, так что мы решили попробовать сами учить сына.

Анастасия начала обзванивать близлежащие школы. Но им отвечали: «У нас такой формы обучения нет».

— В районном управлении образования нам посоветовали не настаивать и не заставлять школы брать нас, — рассказывает Анастасия. — И посоветовали школу № 87 со спортивным уклоном, где много ребят учатся экстерном и на дому. А впоследствии мы перешли на дистанционное обучение в «Центре обучения детей и взрослых» Ленинградской области. На учёбу у нас уходит куда меньше времени, чем в школе, нет необходимости делать огромную «домашку», — говорит Анастасия. — Поначалу я боялась, что мы отстанем, и я не справлюсь, но вижу, что всё нормально, у ребёнка нет отторжения от учёбы. Второго сына, 7-летнего Севу, мама и папа тоже потихоньку приучают к обучению на дому.

Многие родители спросят: а что будет, когда ребёнок пойдёт в старшие классы и начнёт изучать сложные алгебраические формулы, химические соединения и т. п.? Хватит ли у родителей знаний, чтобы учить детей на более сложном уровне? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.

Как рассказали нам родители «семейники» и специалисты городского управления образования, самые старшие воронежские дети на семейном обучении — это 4 — 5-классники (а всего у нас «семейников» 141 человек). Некоторые из наших собеседниц говорили, что, возможно, в средних и старших классах как раз будет смысл пойти в школу — к этому времени дети психологически окрепнут, смогут учиться сами и будут понимать, что им нужно от школы (а по закону ребёнок-«семейник» может прийти туда в любой момент).


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Декан психологопедагогического факультета ВГПУ, кандидат психологических наук Альбина ТАТАРИНЦЕВА:

— Я поддерживаю семейную форму обучения и не согласна с мнением, что дети на семейном обучении вырастут социопатами. Для этого есть кружки, секции, прогулки во дворе. И ещё, если у ребёнка хорошие отношения с родителями, у него не будет проблем с социализацией. Другой вопрос, хватит ли родителям терпения, выдержки. Мы давно думаем над тем, чтобы открыть на базе ВГПУ курсы обучения для мам и пап, выбравших для своих детей семейную форму.

Источник