Похищение детей - редкое для Таджикистана явление. Это сразу вызывает в обществе большой резонанс. Так случилось и после исчезновения пятилетнего Мухаммаджони Абдуджаббора из Душанбе. На поиски ребенка были брошены оперативные группы МВД. Сотрудникам милиции удалось задержать подозреваемых мужчин.

Они сообщили, что похищали детей с целью их дальнейшего обучения в религиозных школах на дому. 17 июня стало известно, что сотрудники милиции вышли на два подпольных медресе в Гиссарском и Шахринавском районах. Здесь оперативникам удалось найти еще 10 похищенных детей из разных регионов страны.

По словам независимого эксперта Лолы Олимовой, сейчас главная задача - понять, какие цели преследовали организаторы этих закрытых религиозных школ:

"Если дети учатся в закрытых религиозных школах, возникает повод задуматься. Во-первых, неизвестно, по каким программам их обучают. Наверняка у преподавателя-мулло нет лицензии. Это очень опасно, потому что неизвестно, какие идеи он распространяет. Все это грозит появлением новых исламских веяний, религиозных течений, которые, возможно, идут вразрез с традиционным исламом”.

Религиозное образование на дому было развито в Таджикистане еще до революции. В советское время такая учебная практика ушла в подполье. После распада СССР в республике вновь, как грибы после дождя, стали появляться частные теологи.

"По-моему, как раз из таких школ вышли в конце 1980-х годов те, кто развязал гражданскую войну в Таджикистане или активно в ней участвовал. Появились такие течения, как ваххабизм. Это опасно", - подчеркнула Лола Олимова.

В Таджикистане ежегодно проходит операция под кодовым названием "Медресе". Ее цель - пресечь деятельность нелегальных центров религиозного обучения. Только за последние три года силовикам удалось закрыть более 70 незаконных исламских школ на дому.

Между тем эксперты отмечают, что лишь силовыми методами проблемы нелегального религиозного просвещения в республике не решить. Специалисты уверены, что власти должны предложить населению свои концепции исламского образования, не выходящего за рамки закона.

Источник