Архиерейский собор РПЦ и глава УПЦ КП разошлись во мнениях об авторстве идеи письма о примирении

 Представители Русской православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата 1 декабря обменялись комментариями по поводу письма главы УПЦ Филарета (Денисенко), адресованного патриарху Кириллу и епископату РПЦ. Накануне в СМИ появилась информация о том, что бывший иерарх РПЦ, а ныне глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата обратился к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату РПЦ с просьбой о прощении и предложением «принять надлежащие решения, благодаря которым будет положен конец существующему противостоянию». В пятницу Филарет заявил, что инициатором контакта выступила РПЦ, но в Московском патриархате данное утверждение опровергли.

В пятницу в своей резиденции в Киеве глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет собрал пресс-конференцию, на которой дал разъяснение по поводу его обращения к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату РПЦ. В четверг Архиерейский собор Русской православной церкви рассмотрел обращение Филарета. Ради прекращения разделения между православными христианами, восстановления евхаристического и молитвенного общения между ними и примирения между народами Филарет призывает к отмене «всех решений, в том числе прещений (запретов.— "Ъ") и отлучений». Филарет выражает надежду, что «приблизится день, когда по слову богослужения пасхального торжества "друг друга обнимем, скажем: братья!" и ненавидящим нас все простим ради воскресения». Письмо завершается словами: «Прошу прощения во всем, в чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем». Письмо датировано 16 ноября.

«Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской православной церковью»,— говорится в определении Архиерейского собора РПЦ, на котором письмо было зачитано в четверг. Для ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения иерархи РПЦ учредили комиссию во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом.

На Украине сейчас существует сразу три православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) во главе с митрополитом Онуфрием является единственной признанной в православном мире церковью на Украине. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) создана в 1917 году, главой ее является митрополит Макарий. Помимо перечисленных православных церквей на Украине действует Украинская греко-католическая церковь, которая подчиняется папе римскому.

Как пояснил в пятницу в Киеве Филарет (Денисенко), он предложил Архиерейскому собору РПЦ примирение ради создания автокефальной украинской православной церкви.

При этом он подчеркнул, что УПЦ КП никогда не вернется в Московский патриархат, «потому что мы имеем свое государство»,— пояснил он на пресс-конференции. По его словам, «с инициативой о примирении с Украинской православной церковью Киевского патриархата выступила Русская православная церковь при посредничестве Русской зарубежной церкви».

Эту версию опроверг митрополит Волоколамский Иларион, который рассказал, как письмо бывшего митрополита Филарета попало на Архиерейский собор. «Это письмо было привезено в Москву посланцами,— рассказал глава ОВЦС.— Я с ними встретился, и, поскольку оно адресовано не только Святейшему патриарху Кириллу, но и всему епископату Русской православной церкви, то, естественно, оно было зачитано на Архиерейском соборе». Митрополит заявил, что «это не было нашей инициативой, вопреки тем утверждениям, которые сейчас делаются, это была инициатива представителей самого автора письма».

«Филарету за время своего так называемого патриаршества не удалось значительно увеличить свое влияние на Украине в условиях политического и экономического кризиса,— убежден руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.— Его надежды создать единую церковь, независимую от Московского патриархата, также не сбылись». По мнению эксперта, «обращение Филарета говорит, прежде всего, о стремлении заявить о себе и показать, что именно он заботится о единстве православия, когда оно так необходимо украинскому народу». Господин Лункин считает, что УПЦ КП теряет влияние, и ее глава пытается идти на переговоры с РПЦ, чтобы «как-то сохранить свою церковь». «Реальное объединение вряд ли возможно — слишком обострены политические споры,— говорит Роман Лункин.— Филарету не позволят дружить с церковью "страны-агрессора", а РПЦ не сможет в полной мере "простить" Филарета, известного своей резкой антироссийской риторикой, пока он не покается. Но для будущего украинского православия даже начало процесса, заявленное созданием комиссии во главе с митрополитом Иларионом, очень важно для урегулирования раскола. Ведь РПЦ всегда призывала и призывает к преодолению раскола на Украине путем диалога, чтобы возвратить в церковное общение отделившихся от единства».

Накануне Архиерейский собор РПЦ принял решение изменить церковный устав, еще раз подчеркнув в нем самостоятельность Украинской православной церкви Московского патриархата и специально определив Киев в качестве места пребывания ее руководящего центра.

Павел Коробов

Источник

text