В чем же обвиняет государство Явлинский? В ставке на скрытый и явный шантаж, непредсказуемость, стремление стратегически противопоставить себя группе наиболее мощных и влиятельных политических сил современного мира. По его мнению, это не просто ухудшило до последней степени отношения России с Западом, но сформировало там консенсус относительно необходимости принудительного понижения геополитического статуса России. Добиться этой цели Запад может через самое уязвимое место нашей страны – через ее экономику, через лишение ее источников и ресурсов для роста.

Явлинский, конечно, согласен, что абсолютная изоляция любой страны, тем более России, вряд ли возможна. Но вполне возможна изоляция эффективная. Это, когда Госдеп США призывает «не вести дела с Россией обычным образом». В длительной перспективе это обязательно сработает против нас, уверен автор статьи, давно не показывавшийся из своего темного и теплого угла. Оттуда ему стало видно - политические ошибки руководства России последних лет поставили вопрос о возможности дальнейшего существования страны как таковой. Что можно немедленно сделать для выхода из опасной спирали падения? Конечно, решить вопрос с Украиной. Явлинский предлагает руководству страны выступить с инициативой о проведении международной конференции по Крыму, а также провести «международно признаваемый» референдум по соответствующим украинским законам и под объективным контролем.

И тут так знакомо запахло прелью и апрелью, гнилью и ванилью. Однако  заканчивает свою статью автор сверхпафосно – это единственный реальный выход из опасного тупика, в котором сегодня оказалась наша страна.

Появилась статья Явлинского вовсе неслучайно именно 6 февраля – накануне открытия Мюнхенского форума, где все внимание было приковано к событиям на юго-востоке Украины. И нужно было, чтобы прозвучал из самой России голос в унисон с западным мнением. И он прозвучал, причем не только со страниц «Новой газеты». В тот же день тему подхватил и развил профессор-историк Андрей Зубов, уволенный год назад из МГИМО за публичные высказывания о сходстве политики современной России и Германии времен Гитлера в отношении аншлюса Австрии и присоединении Крыма к России по воле подавляющего большинства его граждан. Вечером того же 6 февраля профессор в течение часа подробно излагал свою версию происходящего в России и вокруг нее на радио «Эхо Москвы».

Если бы поставить рядом Явлинского и Зубова, получился бы отлично слаженный дуэт. Впрочем, послушаем самого профессора:

- Страха перед Россией (на Западе) нет – есть страх перед безумием политических действий, которые, безусловно, напоминают то, что было в эпоху, предшествующую Второй Мировой войне… Мы сейчас видим режим, конечно, не советский, не коммунистический – это очевидно, потому что частная собственность, но фашистский режим с картельным корпоративным государством.

Из чего делает Зубов столь научно убийственные выводы? А вот из чего:

- Меня выгнали из института за нарушение корпоративной этики.

Здесь уже запахло не яблочной гнилью, а хорошим коньячком. Далее профессор заговорил о судьбе Путина. Что же его ждет?:

- Уход – это еще не самое худшее, что может быть на самом деле. Например, намного хуже сидеть как Милошевич в Гаагском трибунале.

А в отношении судьбы России, то освобождение ее от тирании - это наилучший возможный вариант:

- Нам бы живыми выбраться из этого водоворота… Надо найти силы или Путину, и тогда у него есть шанс или без Путина и тогда у нас есть шанс вернуть назад ситуацию с Украиной и Крымом и начать переговоры со всем миром о том, что мы восстанавливаем нормальную демократическую, неагрессивную, ориентированную на европейский и атлантический мир Россию. Это тяжелый процесс, это потеря лица, но по-другому ничего не получится.

После этих слов хочется обратиться к одному историческому событию. В 1960 году, возвращаясь из США, глава СССР Никита Хрущев посетил Пекин. Беседуя с глазу на глаз с Мао Цзедуном, он высказал недовольство тем, что китайское руководство ничего не делает для развенчания культа личности Сталина. На что Мао, якобы, ответил:

- Мы многие годы говорили китайскому народу о величии Сталина и его гигантской роли в победе нашей революции и создании нового Китая. И если мы сегодня начнем его обличать, то потеряем лицо. А, потеряв лицо, кому мы будем нужны?

Тот лукавый выбор, который предлагают сделать России Явлинский и Зубов о потере лица и сохранении желудка ведет нас не к широкой дороге в цивилизованный мир, а прямиком ему в пасть на растерзание. Предав себя, своих страдающих братьев на Донбассе и только начавших нормально жить в Крыму, Россия не спасет ни себя, ни их. И с таким великим позором жить она просто не сможет. Вот тогда и наступят ее полная деградация и распад на радость всем ее «демократическим друзьям».

Александр Горбатов