Около десяти лет назад японцы на Курилах уже активничали откровенно: в ходу были рассказы о том, как прекрасно здесь заживет русское население под управлением Японии. Россия острова отдавать не планирует, но основания для волнений есть.

 Кто читает фантазийную литературу – знает, что так называется повесть Урсулы Ле Гуин, где герои упорно плывут на самый западный остров архипелага Земноморье, чтобы сразиться с укрывшимся злом.

В нашем случае самый дальний берег – это восток. Курильские острова.

Мало кто знает, что Северные Курилы, которые пока никто не оспаривает и которых поэтому словно бы нет, населены очень скудно. Там один населенный пункт – Северо-Курильск, это около двух с половиной тысяч человек. Сравнительно обжиты именно Южные Курилы.

Несмотря на открытый в 2014 году новый аэропорт на Итурупе, «из европейской России» туда не долететь самолетом. Сперва нужно за 12-15-17 тысяч рублей (из Красноярска – еще дороже) лететь до Южно-Сахалинска.

Там получать в местном пограничном отделении ФСБ разрешение на посещение приграничной зоны, с перечислением всех интересующих вас мест. А потом уже лететь или плыть до Курил, причем билеты на теплоход через интернет купить нельзя, а для авиарейсов может быть нелетная погода.

Да, это очень дальний берег. Но не для японцев, которые сотнями пасутся на островах каждое лето с 1992 года в рамках начатого еще дедушкой Ельциным безвизового обмена. Япония с ее торговыми центрами и парками развлечений – первая «другая земля», которую узнают жители Курил (хотя связь с Сахалином сильнее, он не так экзотичен).

Изучение японского языка – самое распространенное дополнительное занятие островитян. Организовано оно, конечно же, ради культурного обмена, однако нет упоминаний о том, что японцы Хоккайдо массово изучают русский: если из Японии по безвизовому обмену в основном приезжают специалисты (от языка до ландшафтного дизайна), то с Курил в Японию чаще ездят отдыхать – дети, семьи.

Нужно понимать, что японцы все видят совершенно иначе. Согласно информации, которая широко тиражируется в Японии, русские ничего не могут, острова живы во многом благодаря японской благотворительности, жители Курил жаждут изучать японский язык и почти половина островитян желала бы «возвращения» Японии.

Замечу: в Японии острова последовательно именуют «северными территориями», и можно ли сомневаться (особенно глядя на наши бывшие азиатские республики), что с приходом японцев русских названий на Курилах не останется?

Никто не будет заморачиваться «исторической справедливостью», к которой так любит взывать российская интеллигенция и которая на самом деле может трактоваться очень по-разному. Вплоть до российских притязаний на Хоккайдо – не всерьез, так хоть с целью снизить давление на Курилы.

Против нас играет игрок-чемпион: география. Курилы – очень дальний берег, и до Японии от них куда ближе, чем до материка. Что могло бы выстоять против такого чемпиона? Только нерушимая святая уверенность: это наша земля, и ни пяди своей земли мы не уступим, это не может даже обсуждаться.

Источник