Верховный суд предлагает оптимизировать процессуальные кодексы

 Судьи смогут по целому ряду дел принимать решения, никак их не мотивируя, а апелляционные жалобы будут рассматриваться одним судьей. Такой законопроект поступил вчера в Госдуму из Верховного суда РФ (ВС), который предлагает оптимизировать процессуальные нормы при рассмотрении гражданских дел, а также при арбитражных и административных спорах. Думская оппозиция — против поправок, а депутат от ЛДПР предлагает довести оптимизацию до того, чтобы судьи принимали решения, «подбрасывая монетку».

Верховный суд подготовил поправки к Гражданскому процессуальному кодексу (ГПК), Арбитражному процессуальному кодексу (АПК) и Кодексу административного судопроизводства (КАС). «Необходимость и актуальность» проекта ВС мотивирует установками IX съезда судей, который в декабре 2016 года потребовал «развития упрощенной формы судопроизводства», сокращения «круга гражданских дел, по которым составляются мотивировочные решения», а также усовершенствования порядка «извещения лиц, участвующих в деле». Законопроекты, как сообщал "Ъ" 4 октября 2017 года, были подготовлены осенью прошлого года, но только вчера поступили в Госдуму.

Одно из предложений ВС касается текста судебного решения, содержащего сейчас резолютивную часть, которая оглашается в завершении процесса, и мотивировочную, которую судья должен составить в течение пяти дней. ВС предлагает сохранить мотивировочную часть лишь для дел, связанных с защитой прав детей, выселением граждан из жилых помещений, банкротствами и корпоративными спорами. Упраздняя частично мотивацию, ВС исходит из того, что с 2014 по 2016 год в апелляционной инстанции оспаривались только 11,5% решений по гражданским и арбитражным спорам и лишь 2% из них были отменены или изменены. Это «свидетельствует о высокой стабильности судебного решения как акта правосудия», утверждается в пояснительной записке. Кроме того, ВС отмечает экономию бюджетных средств, к которой приведет отмена «мотивировочной части», ведь на ее «изготовление судья тратит до пяти рабочих дней»: один день работы судьи общей юрисдикции обходится федеральному бюджету в 23 990 руб., арбитражного — в 25 210 руб.

Апелляционные жалобы будут рассматриваться одним судьей, а не коллегией из трех судей, как сейчас. Если истец или ответчик заявит об отводе судьи, то заявление будет рассматривать тот же судья, об отводе которого ходатайствуют заявители.

У правительства к проекту ВС есть немало претензий. «Предлагаемые положения о несоставлении мотивированного решения по делу представляются необоснованными»,— говорится, в частности, в заключении Белого дома к проекту. Но в целом правительство «поддерживает законопроект с учетом замечаний». В «Единой России» признают, что проект ВС потребует серьезных поправок. «Концептуально закон будет поддержан,— сказал "Ъ" первый зампред комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Но объективно предложения ВС неоднозначны, и предстоит серьезная работа при подготовке проекта ко второму чтению».

Думская оппозиция выступает против поправок. «Ставится под сомнение состязательность процесса, потому что отмена мотивировочной части затрудняет обжалование решения: непонятно, с чем спорить»,— заявил "Ъ" первый зампред комитета по госстроительству «Справедливой России» Михаил Емельянов. «Пусть уж тогда судьи монетку подбрасывают: орел — невиновен, решка — виноват. Вот и будет им оптимизация»,— заявил "Ъ" член этого же комитета Сергей Иванов (ЛДПР).

Источник