Интервью Татьяны Степановны Федяевой (автора и ведущей «Народного радио», программа Народный интерес») с Ольгой Алексеевной Яковлевой (Председателем «Союза православных юристов», адвокатом Московской областной коллегии адвокатов, Почётным адвокатом России)

Т.Ф. Многих читателей волнует перспектива выдачи гражданам универсальной электронной карты (УЭК). Почему возникла необходимость этого электронного документа, который должен стать условием получения любых услуг, в числе которых медицинская помощь, пенсионные выплаты, оплата коммунальных услуг, совершение сделок и другие?

О.Я. Обратите внимание, с какой легкостью вы говорите об «услугах». Нас незаметно приучают к подменам отдельных понятий, чтобы мы не поняли суть глобальной подмены, осуществляемой уже на протяжении десятилетий.

В Конституции России отношения гражданина с государством базируются на двух главных понятиях – права и обязанности, они есть у граждан и у государства. Причем права граждан в соответствии со статьей 2 являются высшей ценностью нашего государства. Конституция закрепляет основополагающие права граждан России: право на бесплатную медицинскую помощь, социальное обеспечение, образование, труд,охрану материнства и детства и другие права. Обязанность по обеспечению и защите наших прав той же статьей 2 Конституции возлагается на государство. Эта обязанность закреплена за Президентом, Правительством со всеми его ведомствами, а также за органами местного самоуправления. Свои конституционные обязанности-полномочия по обеспечению наших прав государство выполняет бесплатно для граждан. В российской Конституции нет даже упоминания о каких-либо услугах. И вдруг вместо конституционных прав нам предлагают «государственные услуги», да еще в электронной, «очень удобной» форме. Откуда такая забота? И куда исчезают из законодательства понятия «права граждан» и «обязанности органов власти»?

Чтобы заметить эту подмену нужно сначала поговорить не об универсальной электронной карте, а вспомнить концептуальные документы, которые являются правовым фундаментом сегодняшних перемен нашей жизни.

Задолго до введения УЭК в России принимались документы, направленные на демонтаж Конституции и ликвидацию наших прав в основных сферах жизни. Вот один из них – «Концепция формирования информационного общества в России» (№32). Концепция принята еще 28 мая 1999 годаи в ней с полной откровенностью раскрывается стратегия сдачи конституционных обязанностей государства по обеспечению прав граждан коммерческим структурам и перевод правоотношений во всех значимых сферах жизни на платную основу:

«На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг…» [1]

Концепция 1999 г. показывает, что еще много лет назад планировалось создание рынка электронных услуг в самых важных для человека сферах жизни: здравоохранении, социальном обеспечении, образовании и других. На этом рынке его будущие хозяева должны получать с нас – населения – значительные доходы за предоставляемые электронные услуги. Многие годы подготовка рынка электронных услуг финансировалась из бюджета, вернее из наших с вами средств. Правительством и его ведомствами разрабатывались правовые документы, которые планомерно финансировались и реализовывались [2]. Все эти документы принимались в негласном для общества режиме. Их не обсуждали в Государственной Думе, не публиковали на первых страницах газет, не обсуждали в многочисленных ШОУ по телевидению. Тихо и незаметно строилось так называемое информационное общество. Зачем гражданам знать, что в ближайшем будущем они должны проснуться в новом обществе и государстве, которые построены без их участия и ведома. Правила жизни в информационном обществе кардинально отличаются от привычных нам, и государство в нем играет лишь роль стороннего наблюдателя.

И только когда на наши бюджетные деньги подготовлена материальная и техническая база, «подпольные» Стратегии, Программы и Концепции по построению информационного общества начинают преобразовываться в федеральные законы, обязательные для исполнения всеми гражданами.

Это новое поколение законов. Они никак не связаны с действующей Конституцией России и ее основополагающими принципами. Новое законодательство информационного общества базируется на законах рынка, Конституция превращается в незначительный документ, ей отводится только декоративная роль.

Т.Ф. Но как же с нашими правами, гарантированными Конституцией, ведь в ней записано, что каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь, социальное обеспечение, образование? А Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, это означает, что конституционные права каждого гражданина должны быть обеспечены государством в обязательном порядке.

О.Я. Наши конституционные права незаметно для нас граждан трансформированы в электронные услуги. Оказание услуг возлагается не на государство, а на коммерческие структуры, владеющие информационными системами. Эти коммерческие организации уже не имеют перед гражданами никаких конституционных обязанностей, они подчиняются законам рынка.

Государство как и запланировано в «Концепции формирования информационного общества в России» после создания рынка уходит в сторону, передавая нас, граждан, а вернее электронное население владельцам информационных систем, которые и планируют получать с граждан значительные финансовые ресурсы в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг.

Т.Ф. Мы уже хорошо знаем, чем закончилась реформа ЖКХ, когда обслуживание всего жилого фонда было передано коммерческим структурам. Государство отказалось от своих обязательств перед гражданами, а разнообразные ТСЖ и управляющие компании начали неприкрытое ограбление населения. Началось необоснованное взвинчивание тарифов за отопление, водоснабжение и др. Люди во многих регионах, в том числе и на крайнем Севере, оказались в холодных квартирах с замерзшим водопроводом и канализацией и при этом были вынуждены платить непосильную плату за квартиру и коммунальные услуги. Государство в этой ситуации уже оказалось ни при чем. Граждане теперь вынуждены искать защиты только в суде. Складывается впечатление, что в информационном обществе вообще не будет Конституции, вместо государства будут действовать частные структуры, они-то и будут диктовать гражданам свои правила теперь уже во всех сферах жизни: здравоохранении, образовании, социальном обеспечении. Почему мы, граждане ничего не знаем об изменении принципов жизни нашего государства и общества и как можно заставить конкретного гражданина принять эти новые несправедливые и неконституционные условия жизни?

О.Я. Способ воздействия на всех граждан уже имеется. Он закрепленв Федеральном законе №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который нужно внимательно и вдумчиво прочесть. Именно этот закон вводит в употребление УЭК. Наш разговор начался с опасений граждан по поводу универсальных электронных карт. Граждане совершенно обоснованно беспокоятся за свои персональные данные, денежные средства, не желают подвергаться контролю через электронную карту, которая должна сопровождать все действия человека: покупки, передвижение, обращение за медицинской помощью и др. Однако главную опасность люди пока не видят. Универсальная электронная карта – это инструмент легальной передачи власти от конституционных органов коммерческим структурам.

Т.Ф. Как можно незаметно для граждан передать власть, ведь продолжает действовать Конституция, федеральные законы, существует Правительство, Президент страны?

О.Я. Организовано это таким образом, чтобы для граждан сохранялась видимость продолжения деятельности органов власти и органов местного самоуправления. Поэтому и называется этот революционный по своей сути процесс – всего лишь модернизацией.Власть и СМИ преподносят обществу демонтаж национального государства и передачу конституционных полномочий органов власти коммерческим структурам как чисто техническую операцию, не имеющую отношения к слому основ конституционного строя России. СМИ активно и планомерно пропагандируют удобства и преимущества электроннойформы существования гражданина и работы ведомств. Мотивация внедряемых изменений – весьма туманна. Из публикаций и даже официальных выступлений руководителей государства трудно понять, чем вызвана «штурмовая» форма модернизации и коренного реформирования нашего общества и деятельности власти. Называется набор причин – «очереди за справками, коррупция, оплата штрафов, получение разрешений, работа медучреждений». Как говорится, все в «одном флаконе». Под «модернизацию» принимаются законы нового поколения, не имеющие ничего общего с действующей Конституцией. Одним из таких законовявляется Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Он был принят «по-воровски», тихо и незаметно в июле 2010 г., в самый разгар лесных пожаров, охвативших Россию, когда гражданам было не до новостей из Государственной Думы. Время выбрано неслучайно, ведь первая попытка «протащить» этот антиконституционный закон провалилась. В итоге негласно, без всенародного обсуждения был осуществлён правовой переворот, в корне изменивший концепцию отношений гражданина и государства. Именно ФЗ №210 вводит универсальные электронные карты. Но его главной задачей являлась подмена обязанностей власти электронными услугами коммерческих структур. Теперь любая деятельность по реализации функций органов государственной власти является «государственной услугой». Введено понятие «муниципальная услуга». И, наконец, ФЗ-№210 закрепляет принцип платности предоставления государственной услуги. Таким образом, без ведома граждан конституционные обязанности и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления переведены в разряд платных, рыночных услуг. Но как заставить граждан пойти на рынок? Здесь и возникает необходимость в единой электронной карте (УЭК), по которой человек должен иметь доступ ко всем государственным и негосударственным электронным услугам. Приняв ФЗ №210, модернизаторы двигаются дальше. Спустя всего 16 дней, 12 августа 2010 г. незаметным Распоряжением Правительства РФ № 1344-р[3], без «лишней огласки» коммерческая организация ОАО «Универсальная электронная карта» получила статус уполномоченной федеральной организации по внедрению универсальных электронных карт. Так, Правительство легко и непринужденно «сбросило» свои конституционные полномочия, а заодно передало акционерному обществу своих граждан со всеми их конституционными правами.Теперь наши конституционные права на медицинскую помощь, социальное обеспечение, образование и другие мы сможем получить в виде электронных услуг от акционерного общества, учрежденного банками: Сбербанк, «Уралсиб» и «АК Барс», которые уже не являются государственными структурами. Это коммерческие образования с участием иностранного капитала. По последним данным: акционерами ОАО УЭК являются Сбербанк, «Уралсиб», «Ак Барс» и «Ситроникс» [4].В Правительстве РФ и ведомствах идёт авральная работа по выпуску и выдаче нам, гражданам, сомнительной, а по заключению специалистов, вредной и опасной для граждан и страны в целом универсальной электронной карты, которой не пользуется ни одно государство в мире. Готовится правовая и техническая база передачи власти от конституционных органов банкам. Именно банки должны заменить государство и диктовать свои условия электронному населению. Не случайно в ФЗ №210 обязательным условием получения УЭК указывается выбор банка, которым будет пользоваться владелец карты при получении услуг. Конечно о характере услуг и условиях, на которых банк будет их оказывать в законе нет ни слова. Получивший УЭК узнает о них позже и не согласиться с этими условиями невозможно, поскольку в этом случае банк не окажет услуги. А ведь УЭК будет являться ключом не только к банковским услугам, но и к медицинским, социальным и другим. Через УЭК банки получают полную власть над жизнью каждого человека и всем населением страны.

Т.Ф. Многомиллиардная азартная электронная игра набирает обороты. По сообщению Алексея Попова в конце 2011 года общие затраты на УЭК до 2016 года оценивались в 101,3 млрд. руб., Минэкономразвития ещё ранее называло сумму в 135-170 млрд. руб [5]. Целесообразно ли затрачивать миллиарды на электронные игрушки, может быть в России есть более насущные проблемы?

О.Я. Как тут не вспомнить о плачевном состоянии сельского хозяйства, коммунальной сферы, где капитального ремонта требуют 70-80 процентов коммуникаций и такой же процент жилого фонда? Нам, гражданам России, хоть и зомбированным уже в достаточной мере телевидением и СМИ, но сохранившим остатки здравого смысла, трудно верить заявлениям власти о том, что в современных условиях для России и её граждан, главная задача перевести работу государственных ведомств в электронную форму. Называется эта операция – модернизация. Стоимость модернизации – миллиарды бюджетных (вернее, наших с вами) рублей, их бросают на создание баз наших персональных данных, выпуск не нужных большинству граждан России электронных карт, а здравоохранение, образование, жилой фонд, водоснабжение, дороги и другие «мелочи жизни» подождут до лучших времён. Вкладываются эти миллиарды не в конкретные объекты – больницы, школы, дороги, заводы, роддома и сельское хозяйство – а в оснащение коммуникационных систем по единым мировым стандартам и с единым центром управления, базирующимся, конечно, не в России. Именно за такую «модернизацию и электронные услуги гражданам» ратуют и все наши «партнёры» – «стратегические противники», словом, делом и деньгами помогающие строить информационное общество под руководством электронного правительства.

Т.Ф. Разве модернизация это не российская идея? Причем тут противники и союзники? Зачем другим государствам нужна модернизация в нашей стране?

О.Я. Евросоюз выделил два миллиона евро на реализацию проекта «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации – оказание правительством электронных услуг гражданам». Реализация проекта осуществляется иностранными компаниями – ирландской консультационной компанией GDSI (GalwayDevelopmentServicesInternational) в консорциуме со SteinbeisGmBH (Германия). А наши ведомства – Министерство экономического развития и торговли и Министерство связей и массовых коммуникаций – выступают лишь их партнерами [6]!

Еще два миллиона евро Евросоюзом выделено на другой проект – «Государство для граждан», охватывающий территорию от Балтийского моря до Тихого океана, который осуществлялся в течение 2 лет. Всё техническое оснащение коммуникационных систем «Государства для граждан» – тоже иностранное.

Таким образом, наднациональными структурами поставлена и профинансирована жёсткая задача создания в России нового рынка, где товаром будут наши конституционные права на медицинскую помощь, социальное обеспечение, право распоряжения своей собственностью и доходами. Ценится на рынке и информация о каждом из нас и населении России в целом. Но нам, гражданам России нужно понять, что создаётся не только рынок наших прав и свобод, но и демонтируются основополагающие принципы существования нашего государства. Главная задача Евросоюза – создание в России неконституционного органа власти – электронного правительства. Таким образом, в истории России совершается негласный правовой переворот, при котором наша Конституция, наши конституционные права теряют смысл, а мы сами становимся человеческим капиталом на рынке услуг и информации.

Т.Ф. Федеральной миграционной службой РФ разработан проект Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации». Этот законопроект опубликован лишь в электронной версии «Российской газеты» от 29 января 2013 г. http://www.rg.ru/printable/2013/01/29/elektr-pasport-site-dok.html и размещен на сайте Минэкономразвития РФ http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20130128_04. Такая форма «обнародования законопроекта» позволяет донести его до очень небольшой части населения страны – граждан, которые имеют доступ к интернету. Нужно помнить, что и среди этой категории тоже немного тех, кто систематически изучает сайты министерств. Видимо и этот законопроект планируется принять в привычном, негласном, для общества режиме. Почему вообще появился этот несвоевременный и опасный для России проект?

О.Я. Для появления этого законопроекта несколько причин. Его поспешная разработка является следствием того, что введение в России универсальной электронной карты практически провалилось. Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставляет гражданам право отказа от универсальной электронной карты (УЭК). Еще до ее введения властям стало очевидно, что сопротивление общества настолько велико, что добровольно указанный документ получит незначительное количество граждан, явное меньшинство населения. Кроме того, большинство регионов не выполнило и не в состоянии выполнить поставленные задачи по внедрению УЭК.

Однако международные обязательства, данные от имени Российской Федерации о создании электронного правительства, переводе деятельности органов власти в электронную форму, а главное создании в России сектора мирового рынка электронных услуг, надо выполнять, полученные инвестиции отрабатывать. Это толкает власть на обязательное, т.е. принудительное введение той же электронной карты уже в виде паспорта гражданина РФ.

В соответствии со статьей 1 законопроекта паспорт, оформленный в виде электронной идентификационной карты, будет являться основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. В случаепринятия закона получение этой электронной карты станет обязательным для всех граждан России, достигших 14-летнего возраста.

Функции электронного паспорта будут теми же, что и УЭК. Электронный паспорт будет обеспечивать доступк получению электронных услуг как в государственном, так и в частном секторах.

Отказ от получения электронного паспорта не предусмотрен. Таким образом, по замыслам реформаторов рано или поздно каждый гражданин России будет вынужден получить электронный паспорт в виде той же электронной карты.

Введение электронного паспорта является очередной стадией демонтажа национального государства. Реализация международных документов по созданию всемирного рынка электронных услуг игнорирует интересы любого государства. В жертву наднациональным структурам, являющимся хозяевами информационных систем и сетей, приносятся национальная безопасность государства и безопасность всех граждан. Любое независимое государство, в том числе и Россия, становится прозрачным и управляемым извне сектором всемирного государства. Вот документы, которые Россия обязана выполнять.

В Женевском «Плане действий по построению глобального информационного общества» предлагается:

«Поддерживать инициативы по международному сотрудничеству в области электронного государственного управления в целях повышения прозрачности, подотчетности и эффективности на всех уровнях государственного управления…» [7].

В «Тунисской программе для информационного общества» предъявляются требования, исключающие для независимого суверенного государства информационную безопасность как для самого государства, так и для всех его граждан. Деятельность электронного правительства должна осуществляться на открытых стандартах, целью являетсядоступ к государственной информации и государственным службам, в любое время для кого угодно:

«Использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как инструмент реализации согласованных на международном уровне целей и задач в области развития... путем: разработки и внедрения приложений в области электронного правительства, основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях, тем самым способствуя доступу к государственной информации и государственным службам и содействуя созданию сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств…» [8].

Выдержки из международных документов показывают, что Россию готовят к внешнему управлению через электронное правительство, электронный документооборот между всеми органами власти и электронные документы, обязательные для каждого гражданина.

Т.Ф. Расскажите о законопроекте ФМС. Чем новый паспорт отличается от УЭК и какие персональные данные должны в него включаться?

О.Я. В УЭК не предполагалось включать биометрические данные человека, она планируется как единый ключ к получению государственных, муниципальных и иных услуг. Электронный паспорт – более «продвинутый» вариант УЭК, он в обязательном порядке должен содержать биометрические данные его владельца.

Т.Ф. Получается, что без согласия граждан Российской Федерации ФМС РФ предлагает обязать всех сдавать свои биометрические данные? Какие конкретно биометрические данные должен предоставить гражданин для получения электронного паспорта?

О.Я.В законопроекте отсутствует конкретизация биометрических данных человека, которые будут включаться в паспорт. Перечень персональных данных, включаемых в паспорт будет определен Правительством уже при реализации закона. Такой прием позволяет включить в обязательный перечень любые биометрические данныечеловека, в том числе ДНК, и требовать их предоставления при получении электронного паспорта.Намерения ввести биометрическую идентификацию граждан, включая геномную, открыто и четко сформулированы в СМИ Председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. Он предлагает создать не только общий для страны дактилоскопический банк данных, но и ввести в России геномную регистрацию [9].

Т.Ф. Что такое геномная регистрация и по какому праву можно требовать такой регистрации от граждан России?

О.Я. Здесь модернизаторы заблаговременно приняли федеральный закон «О государственной геномной регистрации» еще в 2008 году. Закон предусматривает подробную процедуру проведения геномной регистрации и ее цель – идентификацию личности. Материалом геномной информации о человеке является биологический материал, содержащий геномную информацию о человеке (ткани, выделения). Сейчас такая регистрация является обязательной для лиц, совершивших тяжкие преступления, а также для идентификации неопознанных трупов. Обычные граждане могут провести геномную регистрацию по личному заявлению и за плату, т.е. добровольно. Но что являлось добровольным вчера, завтра может стать обязательным.

Т.Ф. У меня, как обычного гражданина, возникает вопрос зачем все это нужно? Сбор и хранение любой биометрической информации (отпечатков пальцев, сетчатки глаз, ДНК) – очень дорогостоящий процесс, на который требуются миллиарды. Кто получит экономическую выгоду или опять наши бюджетные деньги будут потрачены на фантастические и никому не нужные прожекты? Очень сомневаюсь, что в наше лукавое время кто-то готов выложить миллиарды на бесприбыльное дело.

О.Я. Вы совершенно правы. Здесь, как и с электронными услугами, которые не нужны подавляющему большинству граждан России, замешаны деньги и деньги, которые собираются заработать на нас. Все заверения разработчиков законопроекта о паспорте с биометрическими данными о том, что электронная карта (паспорт), а также включение в нее биометрических параметров человека «будут способствовать повышению защищенности документов граждан России, снижению рисков мошеннических действий, а также позволят надежно идентифицировать личность гражданина» – надуманы и являются неудачным прикрытием истинной цели.

О ней можно узнать, ознакомившись с материалами Российского биометрического портала Biometrics.ru., где откровенно констатируется, «что объем биометрического рынка в 2012 г. превысил 7 миллиардов долларов. По оценкам компании Biometric Research Group через три года объем мирового биометрического рынка увеличится более чем в два раза – с 7 миллиардов долларов в 2012 г. до 15 миллиардов долларов в 2015 г. Там же сказано: «Наряду с анализом рынков Америки, Китая, Индии, Японии, Бразилии, Германии, Африки, Среднего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом эксперты Visiongain изучили также перспективы развития российской биометрии» [10].

Таким образом, одним ударом авторы проекта ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» выбрасывают на мировой рынок не только наши конституционные права, но и нас самих в виде персональных, в том числе и биометрических данных.

Т.Ф. У любого человека возникает опасение, не будут ли его биометрические и другие персональные данные доступны для преступников?

О.Я. Опасения совершенно обоснованные, ведь все наши персональные данные – это дорогой товар. Уже давно базы персональных данных продаются на рынках. А «с выходом России на мировой биометрический рынок», где крутятся миллиарды, опасность кражи этих данных возрастает многократно. Проект ФЗ об электронном паспорте создает условия для любых криминальных манипуляций.Персональные данные граждан, имеющих электронные паспорта, будут содержаться не только в электронной карте, но и заноситься в информационные системы и в Реестр документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. При такой ситуации в электронном и фактически общедоступном виде в этих системах будет полная информация о каждом человеке и обо всем населении России.

Т.Ф. Какую оценку можно дать законопроекту об электронном паспорте?

О.Я. Подробный правовой анализ законопроекта дан в Заключении общественной экспертизы, подготовленном общественными организациями и известными специалистами и общественными деятелями. С ним можно ознакомится на сайте http://rodinaprav.infoв разделе «Социально значимые законопроекты». Нашим читателям нужно помнить, что примитивная ложь о личной безопасности, угрозе мирового терроризма и неизбежности «технического прогресса» при введении автоматизированной, биометрической идентификации личности человека видна невооруженным глазом даже не очень образованному человеку. Ответ на вопрос – кому и зачем нужны наши биометрические данные – очень прост. Ключевое слово «деньги», и деньги очень большие. Россию втягивают в мировой биометрический рынок. Наши биометрические данные, как часть персональных данных человека – это тоже товар и товар очень дорогой. Но кто окажется в выигрыше на этом античеловеческом рынке? Что может потерять наша страна, вступив в опасную азартную игру, где на кон выставляются её граждане?

Насколько допустимо и безнаказанно с моральной, человеческой, христианской точки зрения участвовать в подобных игрищах, выставляя на продажу свой собственный народ? Получит ли Россия свои миллиарды долларов на этом бесчеловечном рынке? Либо расплата будет в других, недоступных рыночным мозгам измерениях? Однако пока незадачливые «модернизаторы» о подобных последствиях не думают, они считают, подсчитывают и планируют.

Россия, вводя биометрическую идентификацию своих граждан, в очередной раз вступает на опасный путь. На мировой биометрический рынок выставляются уникальные для каждого человека биологические и иные данные, на основе которых возможно любое воздействие на конкретного человека. Создание единой базы биометрических данных на всех граждан России ставит под угрозу всё её население. Современная политическая ситуация показывает, что у России нет надежных союзников не только по границам, но и в мире. Виды вооружения, в том числе биологического, информационного достигают почти фантастического уровня.

В случае принятия разработанного ФМС РФ проекта федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ» под угрозой оказывается суверенитет страны, безопасность каждого человека и всего народа России.

Т.Ф. Можем ли мы, обычные граждане защитить себя и свое государство?

О.Я. В соответствии со статьей 3 Конституции РФ единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Конституция гарантирует нам, гражданам право на участие в управлении делами государства. Всенародное обсуждение социально значимых законов – форма реализации этого конституционного права. Воспользуется ли народ своим правом, зависит от нас. Мы решаем, быть ли нам электронным населением, выставленным на продажу, или народом независимой и сильной России. От нас с вами зависит наше будущее и будущее нашей Родины.

Май 2013 года



[1] Институт развития информационного общества, http://www.iis.ru/library/riss/

[2] «Концепция формирования информационного общества в России» от 28 мая 1999 года №32, «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года» (утв. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 7 августа 2007 года), «Стратегия развития информационного общества в России» от 7 февраля 2008 года, «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», «Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года»

[3] Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 августа 2010 г. N 33 ст.4460. По данным справочно-правовых баз в «Российской газете» не публиковался.

[5]http://kommersant.ru/doc/2028824

[6]Российская газета,  14 декабря 2009 г. // http://www.rg.ru/2009/12/14/electron-pravitelstvo-site.html

[7]WSIS-03/GENEVA/DOC/5-R 12 декабря 2003 года

[8]WSIS-05/TUNIS/DOC/6(Rev.1)-R 15 ноября 2005 года