Ювенальная юстиция: отстоять своих детей мы сможем только всем миром...

Перефразируя известную пословицу о политике, можно сказать: «Если ты не занимаешься ювенальной юстицией - ювенальная юстиция займется тобой». Однажды к нам за помощью обратилась семейная пара из Гамбурга, Татьяна и Михаил - наши соотечественники, когда-то уехавшие за блеском «забугорного» счастья на «свободный Запад», но к счастью для себя, сохранившие при этом российское гражданство. Построив в Германии свой индивидуальный материальный оазис, они не обрели-таки не растущего на чужой почве вожделенного счастья, и собрались на Родину. Выбрав для возвращения Калининград, они провели переговоры с руководством, области и были готовы переезжать. Но по приезду в Германию, произошло так, что ювенальная юстиция забрала у них троих детей. Забрала по такой же причине, по которой будут забирать у всех нас, если мы не остановим грядущее зло.

Простая школьная история

История эта начиналась буднично и не предвещала ничего зловещего: их дочка повела себя плохо в школе. Переживая нормативный кризис семилетнего возраста, девочка стала агрессивной, причём умудрялась поколотить несколько 10-летних мальчишек одновременно. На увещевания родителей девочка не реагировала, а, казалось, наоборот, вела себя ещё хуже. Школа потребовала от родителей принятия срочных мер, последней провокацией была угроза учительницы, заявившей: «Если вы ничего не предпримете, мы вашего ребенка исключим из школы».

Законопослушные граждане Германии приняли срочные меры. Но, поскольку они были воспитаны в России, мыслили они всё-таки по-российски и знали: если ребенок, как говорится, «слетел с тормозов», не реагирует на беседы, просто не слышит слов, то его нужно вразумить. Папа вразумил. По тому месту, которое издавна служило родителям для этих целей. Это было обычное отеческое наказание, с любовью и родительским попечением, с последующим объяснением и взаимными примиряющими объятиями и поцелуями.

На этом, казалось бы, все было исчерпано, но на свою беду девочка воспитывалась в Германии - стране победившей ювенальной юстиции. Она пришла утром в школу и поступила так, как её учили на занятиях по правам детей - обратилась к своей учительнице со словами: «Меня наказали дома». «Бедное дитя, - воздела к небу руки учительница, - да как они смели?! Не бойся, мы тебя защитим!» Незамедлительно была вызвана ювенальная полиция - Югендамт, которая тут же прибыла в школу, подобно тому, как будут прибывать на место намеченные к созданию у нас в России «летучие бригады» ювенальщиков.

Ребенку сказали: «Иди домой и никого не бойся, завтра мы тебя спасем». Родители до сих пор не могут понять, почему так произошло: любящая дочка, которая им доверяла, обо всём рассказывала, пришла домой и утаила о том, что их всех ждёт. А утром, позавтракав и поцеловав на прощание маму и папу, спокойно отправилась в школу.

В школе девочку уже ожидали сотрудники Югендамт, которые увезли её в приют, куда чуть позднее прямо с занятий в средней школе доставили её 12-летнюю сестру и куда привезли с детсадовской экскурсии в зоопарке её 5-летнего брата. Как потом пояснили - для того, чтобы не разлучать.

«Бывшие» родители

Целый день родители обо всём этом ничего не знали и только к вечеру, обеспокоенные тем, что школьный автобус пришёл без детей, кинулись их искать. Тогда их и известили, что отныне они уже не имеют права называться родителями. И с этого времени в их жизни начался новый этап - этап жизни «преступников», жизни, в которой у них неожиданно появились «хозяева», имеющие власть позволить или запретить увидеть собственного ребёнка, написать ему письмо или поговорить по телефону. Они обрели новые обязанности: ходить на бесконечные многомесячные тестирования, проходить обследования, собеседования и встречи. И у них появился выбор: либо изо всех сил проявлять лояльность Югендамт, унижаться, стараться понравиться людям, отобравшим у тебя смысл твоей жизни, либо биться за своих детей, невзирая на несопоставимость сил и бессмысленность борьбы, либо сломаться и погибнуть.

Как «брали» семью

Детские обиды часто рисуют картины: «Пусть я умру (меня заберут, я уеду), и вот тогда они заплачут, скажут: «Зачем мы так делали, почему обижали нашего несравненного ребёнка?!» И тогда я встану (приеду, приду) и скажу: «Ну вот, поняли, будете теперь знать, как не покупать мне кроссовки (заставлять выносить мусор, не давать смотреть телевизор, ругать за двойки и т.п.)?!» К сожалению, в жизни концовки таких сюжетов выглядят совсем по-другому. Через двенадцать дней жизни в приюте дети поняли, что «шутка зашла слишком далеко», и сбежали домой. В субботу они сообщили родителям, что направляются к ним, те встретили их в соседнем квартале, семья вновь собралась вместе, все были счастливы.

Но родители, предупреждённые адвокатом, что за похищение собственного ребёнка им может грозить девятилетний тюремный срок, как законопослушные немецкие граждане, всё-таки надеющиеся на объективность суда и скорое воссоединение семьи, позвонили в ювенальную полицию и сообщили её сотрудникам о том, что дети находятся у них, что их необходимо успокоить, и что они в понедельник сами отвезут детей в приют. Их вежливо выслушали, приняли информацию к сведению и ничего не возразили, из чего родители заключили, что вопрос решён и согласован.

Но в воскресенье около 20 часов, когда семья готовилась ко сну, и дети уже были раздеты, в доме появились «гости». Старшая дочь, увидев на пороге полицию, в страхе захлопнула дверь и куда-то забросила ключ, дети, в чём были, выскочили на балкон и стали по-русски (!) кричать: «Помогите!»

Тринадцать рослых полицейских тринадцатого числа «брали» семью. Выбили дверь, бросили мать на пол в наручниках, здоровый детина наступил ей ногой на шею. Провоцировали отца на драку - чтобы привлечь его к ответственности за неповиновение властям и тем самым лишить семью защиты. Понимая это, отец, скрежеща зубами, сам держал руки за спиной. Но все равно получил удар по голове и потерял сознание.

Когда он очнулся, все были в наручниках. Сбежавшиеся на шум и пытавшиеся остановить это безумие соседи, тоже получили свое: у кого-то разбили видеокамеру, кого-то ударили об стенку, в результате свидетелей не осталось. Поняв, что помощи ждать больше неоткуда и боясь, что сейчас их просто начнут убивать, родители и дети, тесно прижавшись друг к другу, стали сами продвигаться к выходу, согласные уже, чтобы везли куда угодно, лишь бы оставили в живых.

На улице их растащили по машинам, детей увезли в разные приюты, и даже детский адвокат трое суток не мог ничего узнать об их судьбе, родителей доставили в участок, и далее начались их мытарства по юристам, социальным службам, психологам, педагогам, и начался отсчёт нового времени - более чем двухлетнего срока титанических усилий по возвращению детей, безо всякой надежды на то, чтобы это состоялось.

Ювенальная юстиция везде едина

Обо всех муках таких родителей, попавших в жернова ювенальной юстиции, сейчас уже можно рассказывать бесконечно. Количество подобных семей растёт ежедневно, каждая история - разбитая жизнь и изломанные судьбы. В Германии изымают детей даже из родзала, если социальная служба считает, что мама не имеет достаточно знаний для воспитания ребенка: либо она слишком юна, либо слишком стара, либо у нее уже был изъят один ребенок, после того, как она развелась с мужем, осталась одинокой и не имела права, по мнению социальной службы, воспитывать ребенка. А если она после этого родила ребенка во втором браке, то она уже не может его воспитывать, потому что один ребенок у неё уже был изъят. То есть, как не крути, всегда будешь лишен твоего ребенка. Если только ты попал на заметку, попал в картотеку, попал в «разработку» - будь добр, готовься, знай, что ребенок у тебя будет изъят.

Конечно, можно успокаивать себя: «Это у них, в Германии». Да, в Германии самая, наверное, злокачественная ювенальная система, обусловленная, вероятно, присущими национальному характеру пунктуальностью и педантичностью, когда следуя букве инструкции, надзорные органы приходят к столь изощрённому контролю над семьёй, что это выходит за рамки здравого смысла, а масштабы контроля столь велики, что даже криминальная полиция остерегается связываться с Югендамт. Но этим отличие и заканчивается - механизмы ювенальной юстиции одинаковы во всём мире.

Изъятие детей

Термин «изъятие детей» уже прижился в наших социальных службах. Но что такое «изъятие детей»? Как можно «изъять» ребенка? Это что, вещь с полочки? Тем не менее, российские социальные службы уже работают в новом ключе. Также на изъятие детей произошла переориентация деятельности органов опеки.

К сожалению, необходимо признать, что как бы мы сейчас не пугали себя тем, что ювенальная юстиция будет создаваться - на самом деле, она уже создана. Подтверждение этому никем не скрывается и легко подтверждается несложным анализом происходящего.

Создание системы

Продвижение Закона о ювенальной юстиции началось в 1998 г., после ратификации Россией Международной Конвенции о правах ребенка и подписания «Пекинских правил». Когда-то, движимая желанием войти в «просвещенное западное сообщество», наша страна вместе со «всем миром» приняла эту Конвенцию. Теперь вожделенное сообщество достигнуто, а мы теперь пожинаем плоды.

14.09.1995 г Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина N 942 был утверждён "Национальный план действий в интересах детей", в соответствии с которым, в числе мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции.

Относясь с детской доверчивостью к новым «западным друзьям», мы не умели ещё читать между строк, принимая комментарии за факты. А ведь в «Конвенции о правах ребёнка» изначально были прописаны и заложены механизмы всех тех процессов, которые сегодня вызывают нашу тревогу.

Троянский конь Конвенции

Например, ст. 37 и 40 предписывают максимальное смягчение наказания малолетних правонарушителей, вплоть до его отсутствия; установление минимального возраста, ответственности, ниже которого дети не подлежат наказанию. При этом нужно понимать, что отсутствие наказаний разрушит и без того шаткие границы существующих социальных норм и подведёт Россию к ситуации Франции, неспособной погасить беспорядки, учинённые молодёжными бандами в Париже 2007 г.

Ст. 19 определяет право ребёнка на «защиту от насилия со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» и принятие мер в отношении них. Один только факт возможности отнесения родителей к лицам, опасным для жизни ребёнка, меняет социальные установки и осуществляет насильственную трансформацию общественного сознания. Знак равенства между словами «родители» и «враги» - бомба под основание мироустройства.

Жизнь по Хартиям

В середине 90-х была принята «Европейская хартия участия молодежи в муниципальной и региональ­ной жизни», которая легла в основу разработки соответствующих законодательных актов целого ряда стран Европы. Основываясь на положениях ст. 12 и 13 Конвенции о правах ребёнка, Хартия предписывает государствам, которые ее подписали, максимально расширять права детей и молодежи (именно детей) на управление государством. Наша страна выполняет эти требования, поэтому у нас есть молодежные парламенты, молодежные правительства, министры-дублёры и другие молодежные структуры, которые как бы управляют страной. Создаются эти муляжи с одной только целью - показать детям, что они настолько не нуждаются во взрослых, что даже могут сами управлять государством. Это - один из механизмов ломки стереотипов, насильственная деформация иерархии отношений. В этом проекте нет ничего случайного.

В.2000 г. Россия подписала Европейскую социальную хартию. Параграф 2 статьи 11 Хартии предполагает в рамках «защиты права на здоровье» введение обязательного сексуального просвещения детей в детском саду и школе; ст. 17 - реализацию в России системы ювенальной юстиции, которая направлена на ограничение прав родителей в отношении своих детей.

Поворотный момент

В 2002 г. Госдума в первом чтении приняла закон «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции». Далее предполагалось принять Закон «О ювенальных судах» и Закон «Об основах системы ювенальной юстиции в РФ».

В последующем ежегодно в июне предпринималась очередная попытка провести второе слушание этого закона. На последнем витке депутат Государственной думы П.Крашенинников предлагал перевести вопросы изъятия детей из сферы административного права в судебное и. упростить эту процедуру, проводя изъятие ребёнка из семьи в закрытом судебном заседании в трёхдневный срок. К счастью, совместными усилиями неравнодушных граждан эту попытку удалось блокировать, но она, к сожалению, не последняя.

Новые хозяева нашей жизни

С 2003 года произошло изменение учебных планов гуманитарных ВУЗов, в которых появилась новая специальность - «социальный работник». Расхожий образ «тётеньки, покупающей хлеб и лекарства для одиноких старушек» уходит в небытие, а вместо него в нашу жизнь уверенно вступает «помощник судьи с функциями социального работника» - тот самый человек, которому ювенальная юстиция даст право безо всякого ордера приходить в любую семью, осматривать имущество, квартиру, детей, родителей (!) и принимать решение об изъятии ребенка даже «в досудебном порядке», то есть просто сразу: существующие уже инструкции позволяют ему оформлять документы задним числом в течение трёх последующих после изъятия дней.

Скоро в наших школах появятся уполномоченные по правам ребёнка, которые станут приглашать детей в свои отдельные кабинеты - конфиденциально поговорить о «тяготах жизни», вызванных «неправильным поведением» родителей или «издевательством» педагогов. Они же, в случае надобности, будут помогать детям составлять судебные иски для защиты «ущемлённых прав и попранных свобод», а также инициировать такие иски по своему усмотрению. Финансироваться их труд будет не из школьного бюджета, потому что подчиняться такие уполномоченные не будут ни директору школы, ни начальнику Департамента, ни министру образования. Чью музыку будем играть?

Кто владеет информацией - владеет... детьми

В 2005 г. началась информационная кампания в стране по внедрению в общественное сознание представлений о необходимости введения в России ювенальной юстиции. В статье «Об организационном обеспечении» проекта «Закона о ювенальной юстиции» прямо говорится о том, что необходимо «внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции». Тогда же на центральных проспектах Москвы и Санкт-Петербурга, по всей их длине, на расстоянии 100 м друг от друга (а такое тиражирование, по мнению психологов, усиливает восприятие человеком визуальной информации) появились плакаты с изображением расколотой пополам чашки на синем фоне и словами: «Насилие в семье. Участковый от слова «участие».

В 2005 году началось внедрение в школьные программы курсов по изучению «прав ребенка». Родители стали изумлённо жаловаться друг другу, что их дети в ответ на требования выполнять работу по дому начали неожиданно заявлять, что это нарушает их права, ущемлять которые родители не должны. В настоящее время такие курсы интегрированы в «ОБЖ», «Граждановедение» и прочие «новомодные» дисциплины, изданы красочные пособия и для детского сада, утверждающие, что родители обязаны «знать права детей и выполнять их». В методичках для воспитателей широко представлены разработки занятий для дошкольников, где рекомендуется разбирать, какие права нарушены, например, у героев сказки «Гуси-лебеди».

В те же годы в СМИ начались репортажи о «зверствах родителей», их количество и эмоциональная составляющая идут по нарастающей, а зрители и читатели, привычно принимающие всё на веру, не задумываются о том, на чем реально базируются эти рассказы, и послушно ужасаются вслед за комментаторами: «Действительно, до чего дошли эти изверги-родители!»

При этом никто не задаётся вопросом, а сколько таких «извергов» лично он сам знает в своём обозримом окружении. Безусловно, такие случаи есть, отрицать это бессмысленно, не реагировать на них преступно. Но процент их не так велик, как нам со всех сторон внушают, и если внимательно посмотреть на так называемые «прецеденты», отбросив шелуху информационных истерик, то в сухом остатке за пять лет на многомиллионную страну наберется десяток-полтора, притом, что каждый такой случай, активно навязанный телемассовкой для повсеместного досужего обсуждения, вовсе не бесспорен, а скорее, требует веских доказательств, как, например, в пресловутом «деле Агеевых», на свою беду ставших «удобным случаем» для инициирования внесения изменений в законодательство.

Начало конца

В 2007 году власти Санкт-Петербурга приняли постановление о реализации региональной «Программы действий ЮНИСЕФ по созданию городов, доброжелательных к детям». Они же в своё время были первыми, приступившими к реализации проекта «Поликлиника, доброжелательная к подростку», ставящего задачи по реализации сексуального просвещения детей и подростков. Проект «Создание городов, доброжелательных к подростку» - это проект внедрения ювенальных технологий, это ювенальная юстиция.

20 мая 2009 г. Россия ратифицировала Европейскую социальную хартию, взяв на себя обязательства по выполнению ст. 11 и 17.

6 августа 2009 года постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации № 185 "О ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации" при Совете судей Российской Федерации образована рабочая группа по созданию и развитию ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации

1 сентября 2009 году - создан институт Детского омбудсмена - уполномоченного при президенте по правам ребёнка, заявлено о создании уполномоченных в регионах, намечено введение в структуры образовательных учреждений должности специалиста по вопросам насилия в семье, неподотчётного органам образования

16 октября 2009 г. министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова сдала на хранение в Совет Европы грамоту о ратификации Россией Социальной хартии.

12 ноября 2009 года - в Госдуме РФ состоялись Парламентские слушания на тему: "Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», указавшие на «необходимость введения ювенальных технологий следуя международным обязательствам РФ при вступлении в Совет Европы» и осуществляя «интеграцию в международное правовое поле» - анализ материалов слушаний не оставляет никаких иллюзий: ювенальная система в России создана.

Итак, за прошедшие годы количество пилотных регионов по внедрению ювенальных технологий выросло с 4 до 30.

В Таганроге по модели монреальского суда (для внедрения за образец принята канадская система) создан первый ювенальный модельный суд,. Там, в уютном особнячке, в окружении клеток с птичками и аквариумов с рыбками, за круглым столом мирно беседуют судья, прокурор, адвокат и... малолетний преступник, которого, невзирая на факт преступления, отныне просто «под страхом смерти» запрещено морально травмировать, и которого предписано наказывать только в крайнем случае, заменяя положенное наказание «альтернативным уголовной ответственности».

Ростовский «Ювенальный Центр», являясь методическим объединением, проводит переподготовку специалистов в стране, подготовку кадров осуществляет Научно-педагогический институт ювенальной юстиции РГСУ

Создана система обязательного информирования медиками органов УВД и опеки обо всех случаях детского травматизма.

Отработана система создания прецедентов «родительской жесткости».

К 2010 г. планируется создание в стране единой сети «Детского телефона доверия»

Формуляры уже составлены

Осуществлено создание нормативной базы для составления системы учёта семей, в которых «создаётся угроза жизни ребёнка», для отработки механизмов изъятия детей из семей. В многочисленных инструкциях для проведения социального расследования (где расследование - там и приговор?), являющихся калькой с западных образцов, подробно расписано, как обследовать любую семью Карта обследования семьи включает 15 разделов, внутри которых - от 5 до 9 пунктов. Согласно инструкции, по каждому из этих пунктов любого из проживающих на территории нашей страны, невзирая на уровень достатка и статус, можно лишить ребенка в любую минуту.

Перечень позиций настолько многопланов и всеобъемлющ, что подобрать критерий для признания семьи местом, где ребёнку угрожает опасность, не составляет труда. Потому что, как следует из инструкций, «плохо делаешь» - это плохо, «хорошо делаешь» - тоже плохо. У вас угроза сокращения на работе? Все, вы лишаетесь ребенка. Вы хватаетесь за любую работу, чтобы заработать денег? Вы лишаетесь ребенка. Ваш ребенок Вас не слушается? Вы лишаетесь ребенка. Вы слишком привязаны к ребёнку? Вы лишаетесь ребенка. И под каждое такое обвинение подведено абсурдное, но по этой причине - жизнеспособное обоснование.

В результате описанного обследования ребенку присваивается статус: «СОП» или «НГЗ» (смахивает на «член семьи врага народа»?), который отчего-то не расшифровывается, но в качестве продолжения имеет очень даже определённые указания: в случае «СОП» семья ставится на учет, и к ней в дом согласно установленному графику (раз в день, в неделю, в месяц - как решит социальная служба) начинает приходить социальный работник и проверять, как семья живёт, чем питается, что делает; в случае же придания статуса «НГЗ», ребенок из семьи изымается.

Подмена кровного родства

Активно происходит изменение общественного сознания: целенаправленно трансформируется понятийный аппарат, вводятся новые определения: «биологическая мать», «биологический отец», «биологические родители». Это предполагает появление новой классификации родителей и низводит кровное родство на уровень всего лишь клеточных связей, отрицая ценность и неповторимость той самой - единственной - мамы и того самого - единственного - папы, давших жизнь, и той самой единственной семьи, в которой тебя любят за то, что ты есть. Если есть биологические родители, есть и другие? Одним больше, одним меньше?

Но мать может быть только одна. Отец может быть только один. Семья может быть только одна. Любая семья - с низкой зарплатой, с маленькой жилплощадью, с несовершенными, может быть, родителями - любая своя, родная семья - это та ценность, которую у ребенка никогда нельзя отбирать.

Что же касается прав детей - они у них, безусловно, есть. Вернее, не права, а право: у детей есть только одно право - право слушаться своих родителей. Потому что у родителей есть одна, самая главная, обязанность - отвечать за своих детей. И никакая инструкция это не сможет отменить.

Всем миром

Как относиться к тому, что на нас идёт? Можно успокоить себя: «Да у нас детей только у маргиналов будут забирать - и поделом». Можно безнадёжно махнуть рукой: «Да что мы можем-то, если всё уже решено?» Можно поиграть с собой в прятки: «У нас такого никогда не будет, они этого никогда не сделают». Увы, будет, увы, сделают - если мы позволим. А вот забирать ребёнка у алкоголика и сейчас никто не спешит - попробуйте добейтесь - то ли дело, умный, воспитанный, здоровый, самостоятельный ребёнок, который может приглянуться состоятельному господину из Америки или Европы...

Да, ситуация обострилась настолько, что не понимать этого больше нельзя. Но нужно понимать также, что если нам уже нужно доказывать себе, что Пятая заповедь имеет право (!) на существование, то всё, что на нас идёт - закономерно и предсказуемо.

И поэтому естественным заключительным аккордом звучит в этой какофонии всеобщего безумия «сольная партия» нового документа, выданного на-гора 24 ноября 2009 года, в день проведения Общественных слушаний по ювенальной юстиции - «Паспорта здоровья школьника», опубликованного на сайте Министерства образования РФ.

Предполагается, что помимо личных данных о состоянии здоровья, психологических, а у кого-то и психиатрических, особенностях, типе личности и многом другом, всегда относившемся к конфиденциальной информации, руками детей будут вписаны сведения об обустройстве комнаты, наличии мебели, а также - типе семьи, отношениях внутри неё, вредных привычках родителей, их месте работы, всех контактах семьи и много другой информации, предназначенной в итоге стать основой для создания тех картотек, на которых базируется применение «Инструкций по социальному расследованию».

Дети сами ответят на вопросы, заложенные в пресловутых 15 пунктах, накинув хрупкими ручками удавки на шеи своих родителей. По данным Министерства образования РФ, паспортизацию школьников всей страны намечено завершить в течение двух ближайших лет. Каким вырастет поколение детей, предавших своих отцов? Да, дети не виноваты - они не понимают. А взрослые - понимают ли они?

В известной когда-то каждому ребёнку сказке «О Мальчише-Кибальчише» говорится: «Эй, вставайте! Пришла беда, откуда не ждали! Напали на нас из-за Чёрной горы проклятые буржуины! И патроны есть, да стрелять некому! И пушки есть, да снаряды подносить некому!».

У нас есть, кому «подносить снаряды» и есть кому «стрелять», нам осталось только понять, что беда уже пришла, и не где-то там, а вот она - стоит у порога и с хищным прищуром выбирает новую жертву, требует от нас тяжкую дань.

И поняв это, нужно ВСЕМ МИРОМ встать в оборону, нужно защитить наших детей, потому что больше и важней задачи у нас нет, не было и не будет.