Как отмечает в обращении производитель саморазрушающихся шприцев, в США и Западной Европе уже запрещено применение обычных шприцев.

Минздрав, Роспотребнадзор и Минпромторг должны рассмотреть вопрос о переходе российских медучреждений на саморазрушающиеся шприцы. Это следует из письма, которое аппарат правительства разослал в эти ведомства 2 февраля (копия письма есть у Лайфа).

Такие шприцы после инъекции приходят в негодность, с ними ничего нельзя сделать — только выбросить. Также их называют шприцами третьего поколения.

Шприцы могут разрушаться разными способами. В одних игла после инъекции уходит внутрь колбы — и колоть ею уже не получится. В других есть клипса, которая после инъекции блокирует поршень. В третьих в поршень встроены лезвия, которые повреждают колбу в момент использования шприца. Обычные же шприцы, без таких приспособлений, по сути, являются многоразовыми — хоть их повторное использование запрещено, оно всё равно возможно.

К письму из аппарата правительства было приложено обращение руководства фармацевтической компании "Снабполимер медицина" — собственно, в этом обращении и озвучена идея о саморазрушающихся шприцах. Ведомства должны его рассмотреть и определиться со своей позицией.

Обращение подписано гендиректором компании Владимиром Чепко. При этом в выписке из ЕГРЮЛ указано, что гендиректор "Снабполимер медицины" — Дмитрий Зезюлин.

Это российско-китайская компания. 10% в уставном капитале принадлежит китайской "Чжецзянской компании ЛТД. медицинской аппаратуры и инструментов Хуафу", 50% — Дмитрию Зезюлину, остальное — ещё трём физическим лицам из России.

Интерес компании понятен — она строит заводы, которые будут производить саморазрушающиеся шприцы. Как говорится в письме, сейчас "Снабполимер медицина" планирует построить в России "кластер высокотехнологичных и инновационных промышленных предприятий по выпуску безопасных одноразовых медицинских изделий с инженерной защитой от повторного применения". Общая сумма инвестиций — более $100 млн.

В письме говорится, что проект получил поддержку губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева. "В данных регионах планируется строительство первых двух заводов, — сказано в письме. — В дальнейшем планируется создание в России ещё двух заводов".

Конечно, компания хочет, чтобы продукция имела спрос. А сейчас больницы закупают чаще всего обычные шприцы (второго поколения). Участвовать в тендерах наравне с поставщиками обычных шприцов компании было бы невыгодно, ведь себестоимость их продукции дороже. Идеальным вариантом было бы, если бы в техзадании заказчик сразу указывал, что шприцы должны быть саморазрушающимися. Для этого нужно принять нормативные акты, к чему компания и склоняет правительство.

При этом она находит вполне альтруистичные аргументы. "ВОЗ в своих рекомендациях обязывает страны перейти до 2020 года на использование только такой продукции (то есть на саморазрушающиеся шприцы. — Прим. Лайфа), — говорится в письме. — В России подобных предприятий не существует, и вся инъекционная продукция с инженерной защитой от повторного применения поставляется исключительно из-за рубежа".

Владимир Чепко в своём письме добавляет, что в США и Западной Европе "существует законодательный запрет на применение шприцев второго поколения, которые могут использоваться многократно". Чепко просит провести по этому вопросу совещание с участием чиновников из Минздрава, Роспотребнадзора, Фонда ОМС, а также представителей компании.

 — Я говорил о необходимости использования саморазрушающихся шприцов ещё в 90-е годы, — сказал Вадим Покровский, руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом. — Саморазрушающиеся шприцы дороже в производстве и продаже, тогда именно это всех останавливало. Сейчас уже задумались, это радует. Пока импортные саморазрушающиеся шприцы дороже обычных, поэтому они есть только в каких-то частных клиниках и крайне редко в государственных, а должны быть повсеместно.

По его словам, случаи, когда медики заражают ВИЧ пациента из-за повторного использования шприца, сейчас "встречаются, хотя и реже, чем раньше".

— Такие современные шприцы стали бы одним из способов уменьшить вероятность ошибки со стороны медицинского персонала, — сказал Вадим Покровский. — Не говоря уже о том, что с такими шприцами намеренное повторное использование просто невозможно.

Кроме того, как пояснил Покровский, эта тема остро стоит для профилактики ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков. Известно, что ВИЧ быстрее всего распространяется именно среди наркопотребителей – часто из-за того, что один шприц используют несколько человек.

Источник