Введение QR- кодов вызывает много вопросов, касающихся его легитимности, обоснованности практики применения и соответствия законодательству.

Сама тема вызвала серьезные дискуссии среди чиновников. Юристы выделяют наиболее острые проблемы, которые требуют немедленной правовой квалификации и нормативного оформления:

  1. QR-код не определён и не предусмотрен законодательно, он запатентован, как способ цифровой маркировки товара.
  2. Законодательством не установлена обязанность граждан получать QR-коды на интернет-сайте Госуслуг. Техническая, физическая, географическая и физиологическая возможность для этого отсутствует у огромного числа граждан, проживающих в разных условиях, местностях и социальных ситуациях, тем самым граждане насильственно ставятся в неравноправное положение. «Нарушение равенства прав граждан» – преступление, ст. 136 УК.
  3. Не существует правовой обязанности граждан иметь при себе смартфон для хранения QR кодов и их предоставления по требованию неопределенного круга лиц (каждому встречному – бармену, торговцу, охраннику…), включая их требования по ношению и сверке данных паспорта и QR кода. «Незаконный оборот специальных технических средств», содержащих QR код – ст. 138.1 УК.
  4. Принуждение граждан к публичной демонстрации своего QR кода подпадает под признаки «Нарушения неприкосновенности частной жизни», ст. 137 УК, «Нарушения права на свободу совести», ст.148 УК, «Нарушения врачебной тайны», закон № 323-ФЗ, 2011.
  5. Принудительное приравнивание человека к товару, идентифицируемому QR кодом, содержит признаки «Унижения человеческого достоинства», ст. 282 УК.
  6. Официальное навязывание гражданам QR кодов – «Превышение должностных полномочий», ст. 286 УК, «Самоуправство» ст. 330 УК.
  7. Оборот у частных операторов сведений о наличии или отсутствии вакцинации является разглашением врачебной тайны и персональных данных всего населения России, что противоречит закону № 323-ФЗ, 2011.
  8. Введение региональными властями обязательного присвоения гражданам QR кодом, ограничения прав по признаку наличия или отсутствия QR кода противоречит ст. 19, 23, 24, 27, 55 Конституции России.

Нынешнее законодательство не транспарентно новым вызовам и в его рамках затруднительно регулировать новую реальность.

Вероятно, что часть вопросов должен снять законопроект о применении QR кодов и разъяснения Конституционного суда.

Как говорит источник, принятие закона о QR кодах заложит основу нового вида права – «электронного законодательства», которое в будущем потребует внесение изменений в Конституцию.

Источник: Мнение экс-депутата Облдумы, основателя ГК “Вестер” высказано в Facebook

https://rnk-concept.ru/76307