По данным Банка международных расчетов (БМР), более сотни Центробанков мира включились в гонку под названием CBDC (англоязычная аббревиатура, означающая «цифровая валюта центрального банка»). 

Движение их к цели проходит по разным маршрутам (разные концепции и технологии цифровой валюты) и с разной скоростью. На конец прошлого года, по данным БМР, уже 11 стран и юрисдикций легализовали новый вид денег. Наиболее крупная из них – Нигерия, которая ввела CBDC еще в конце 2021 года. Последняя из этой группы – Ямайка.

Конечно, наиболее грандиозный проект CBDC реализует Китай, который уже проводит в течение двух лет масштабные пилотные испытания цифрового юаня. Пекин не называет точную дату официального введения цифрового юаня во всей стране, но эксперты полагают, что. скорее всего, это произойдет в 2024 году. Среди стран, которые считаются лидерами в гонке, также называются Южная Корея, Япония, Индия, Бразилия, Казахстан. В список лидеров БМР включает и Россию.

Страны Запада работают по теме CBDC, но они отстают от лидеров. Примечательно, что в «Большой семерке» до последнего времени наиболее отстающими считались США и Великобритания. О причинах и проявлениях этого отставания Соединенных Штатов я уже писал в статье  «АМЕРИКА ПРОТИВ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ CBDC» (https://reosh.ru/valentin-katasonov-amerika-protiv-cifrovoj-valyuty-cbdc.html). А вот о проекте цифрового фунта стерлингов Великобритании хочу поговорить сейчас.

Отсчет проекта цифрового фунта можно вести от апреля 2021 года, когда Банк Англии и Минфин создали совместную рабочую группу по изучению CBDC. Позднее к этому процессу присоединился комитет по экономическим вопросам Палаты лордов. До последнего времени нельзя было сказать, что существовал какой-то четкий проект с жестким графиком его реализации. Среди денежных властей Британии и экспертов не было консенсуса по многим принципиальным вопросам. Например: должна ли новая валюта обслуживать и юридических, и физических лиц (оптовые и розничные пользователи)? Или она предназначена лишь для первых или только для вторых? Должна ли цифровая валюта быть «программируемой» (т.е. иметь заранее заданные параметры с учетом пользователя)?  Может ли она использоваться для трансграничных операций или же должна исключительно обслуживать внутренний рынок. Уже не приходится говорить, что некоторые чиновники и эксперты вообще предлагали не спешить с введением британского цифрового фунта, а дождаться, когда Центробанки других стран запустят свои цифровые валюты, и посмотреть, какими будут результаты.

Примечательно, что еще в январе 2023 года глава Банка Англии Эндрю Бэйли усомнился в необходимости создания цифрового фунта. А в феврале нынешнего года глава Минфина Великобритании Джереми Хант заявил, что запуск CBDC возможен в этом десятилетии, но в любом случае не ранее 2025 года.

Как принято в большинстве стран, в Великобритании проводились общественные консультации по вопросу CBDC с целью прощупать настроения населения. 7 февраля этого года Банком Англии был опубликован первоначальный консультационный документ с целью получения общественного мнения о запуске розничного CBDC.  Со стороны общественности возникло противодействие проекту. Центробанк поделился своим планом по цифровому фунту, пообещав (с учетом выявленного противодействия), что новую валюту можно будет легко заменить наличными деньгами и традиционными банковскими депозитами.

Доклад не был окончательным. Банк Англии объявил о продлении срока общественных обсуждений с 7 по 30 июня. Цель продления – выяснить настроения граждан по вопросу возможности использования цифрового фунта нерезидентами.  Более 6 миллионов граждан Великобритании проживают за пределами страны, и энтузиасты CBDC утверждают, что многие нерезиденты, возможно, пожелают полагаться на цифровой фунт для осуществления платежей. Однако остается неясным, будут ли неграждане за пределами Великобритании иметь доступ к цифровому фунту, при этом Банк Англии остается сдержанным в отношении возможности трансграничных транзакций с помощью цифрового фунта.

И вот на днях (16 июня) прошла новость, что Банк Англии резко ускоряется с проектом цифрового фунта. Примечательно, что информация появилась на сайте Банка международных расчетов.  Это отчет о реализации Банком Англии совместного с БМР проекта Rosalind. В рамках указанного проекта, как выясняется, длительное время проводились тестовые испытания новых технологий, необходимых для запуска цифрового фунта. В тестах приняли приняли участие восемь организаций из сферы финансов и технологий. В том числе Barclays Plc, BNY Mellon и Revolut. Банк Barclays использовал цифровую валюту для тестирования денежных выплат, выдаваемых поставщикам только после того, как покупатель подтвердит получение товара надлежащего качества и количества.

Пример британского цифрового фунта лишний раз показывает, что Центробанк может не афишировать и даже скрывать подготовку CBDC. Но, уже находясь близко у финиша, неожиданно обнародовать высокую готовность цифровой валюты к полному запуску. Эксперты ожидают, что цифровой фунт, ласково называемый “Britcoin”, может быть введен в обращение еще до конца этого года.  Таким образом, в «Большой семерке» Великобритания может оказаться первым государством, запустившим CBDC. Вполне вероятно, что такой запуск может произойти раньше, чем запуск цифрового юаня.

Катасонов Валентин Юрьевич

https://reosh.ru/valentin-katasonov-proekt-britanskogo-cifrovogo-funta-priblizhaetsya-k-finishu.html