Новые линии московского метрополитена возводятся силами компаний из Киева, а материалы и стройтехнику закупают в Днепропетровской области, подконтрольной украинскому олигарху Игорю Коломойскому. К таким выводам пришли в газете «Известия». Нельзя также исключать, что финансирование, выделяемое московским департаментом строительства, может впоследствии направляться в том числе и на военные нужды Украины.

Не так давно стало известно, что заказ на строительство станции «Мичуринский проспект» на юго-западе Москвы выиграла компания «ИБТ». Компанией в равных долях (по 49%) владеют институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений «Мосинжпроект» и ООО «Интерстроймонтаж», еще 2% уставного капитала принадлежит «Банку Москвы». По данным «СПАРК-Интерфакс», компания «Интерстроймонтаж» является полной «дочкой» киевского ЗАО «Интербудтонель», которая в свою очередь с рядом украинских предприятий входит в ассоциацию «Интербудмонтаж» и принимает участие в строительстве тоннеля в Закарпатье.

До последнего времени главным объектом «ИБТ» в Москве была строящаяся станция «Рассказовка» с участком метрополитена длиной 1,62 км. Теперь компания «ИБТ» получит финансирование и на строительство «Мичуринского проспекта».

По мнению депутата Госдумы Ильи Костунова, в данный момент для разрыва сотрудничества с компанией «ИБТ» юридических оснований у Москвы нет, но если выяснится, что компания не только строит метро, но и каким-либо образом действует против интересов России, контракт необходимо будет расторгнуть без промедлений.

Компания «ИБТ» – не единственное украинское предприятие, зарабатывающее деньги на строительстве московского метро. Тюбинги – чугунные крепления сводов для тоннелей метрополитела – производит украинский завод «Днепротяжмаш», который входит в группу компаний «Днепротехсервис» и принадлежит Алексею Зиновьеву (по оценке журнала «Фокус», его состояние составляет $177 млн). Основные предприятия этой группы находятся в Днепропетровской области, которой управляет Игорь Коломойский, обвиняемый в причастности к убийствам мирных жителей на Донбассе. Бывший деловой партнёр Зиновьева, с которым он начинал бизнес в начале 90-х годов прошлого века, Андрей Яловой, в 2014 году финансировал партию «Самопомощь», от которой в Верховную раду прошёл командир карательного батальона «Донбасс» Семен Семенченко. Помимо этого, в начале 2000-х Зиновьев был одним из владельцев завода «Славтяжмаш» вместе с украинскими олигархами Сергеем Тарутой и Ринатом Ахметовым. До ноября 2014 года Тарута был губернатором Донецкой области и поддерживал операции Киева против ДНР и ЛНР.

Чуть больше года назад заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил в беседе с «Российской газетой», что сотрудничество с «Днепротяжмашем» по поставкам тюбинговых колец для московского метро прекращено из-за политической ситуации. Украинским поставщикам пообещали найти отечественную замену. Но, как пишут «Известия», на деле «Днепротяжмаш» до сих пор поставляет тюбинги Москве. Предприятие работает на полную мощность, и за прошлый год оно могло заработать, по приблизительным оценкам, около 5 млрд рублей только на чугунных кольцах для московской подземки.

При этом в России есть и свои производители, которые могли бы поставлять тюбинги – в Новосибирске, Магнитогорске и даже в Москве. Московское предприятие «Спецпроммаш» сегодня располагается на улице Тагильской, где в советское время работали цеха крупнейшего завода «Метромаш», производящего тюбинг для столичного, киевского, ташкентского метро, а также для линий метрополитена в Польше, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Индии и т.д.

По словам коммерческого директора «Спецпроммаша» Геннадия Михайлова, пару лет назад он предлагал департаменту по строительству метро и транспортной инфраструктуры Москвы инвестировать в отечественное производство, одна линия по производству тюбингов тогда требовала 150 млн рублей. Две такие линии, действующие сегодня на «Спецпроммаше», при полной загрузке могут каждый месяц производить до 2 тысяч тонн изделий. Литье сюда поступает с других российских предприятий из Чувашии, Саратовской области, Пензы и других городов. При этом предприятие загружено не до конца, а иногда занимается обработкой литья с «Днепртяжмаша». Выходит, в столичном департаменте строительства и руководстве метрополитена до сих пор заказывают тюбинги украинским предприятиям – при простаивающих отечественных заводах.

В «Мосинжпроекте», который является генподрядчиком строительства московского метро и полностью принадлежит правительству Москвы, ключевые должности занимают земляки вице-мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. С его именем также связывают смену компаний, которые занимались строительством столичного метро до 2011 года, на монопольный «Мосинжпроект». По данным компаний-подрядчиков, участвующих в строительстве метро, поставщиков материалов и оборудования определяют в «Мосинжпроекте». В столичной мэрии дают противоположную информацию.

В градостроительном комплексе Москвы заверяют, что с весны прошлого года стараются заместить украинскую продукцию отечественной. В августе 2014 года комплекс привлёк к поставке тюбингов две отечественные компании, ЗАО «Интертрансстрой» и ООО «Евразийский трубопроводный консорциум» (ООО «ЕТК»). Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что ЕТК до сих пор поставляет тюбинги, произведенные в Днепропетровске. Сейчас градостроительный комплекс сообщает, что разорвал отношения с компанией в одностороннем порядке. По информации ведомства, в том году объём поставок из Украины был сокращен на 40%.

Однако даже если это так, до полного импортозамещения еще очень далеко. Вызывает много вопросов и схема финансирования строительства московской подземки. Существует мнение, что «Мосинжпроект», несколько лет назад бывший ГУПом, переформировался в ОАО специально, чтобы выйти из зоны государственного контроля закупок. Акционерным обществам не нужно проводить торги, они сами выбирают подрядчиков и определяют стоимость контрактов, а фирмы-подрядчики в свою очередь могут работать с теми поставщиками или производителями, с которыми им будет выгодно. Данная схема позволяет компаниям с госучастием держать стоимость закупок в секрете.

 

Источник