Очередной перл бывшего министра Андрея Фурсенко резко активировал дискуссию о российском образовании.
В свое время он прогремел на всю страну заявлением, что советская система формировала творца, а сейчас нужно воспитывать потребителя. На этот раз он отличился тем, что приравнял диплом бакалавра к диплому о высшем образовании.
- «Это специалисты, которые получили высшее образование», - на полном серьезе заявил Фурсенко.
И граждане совсем запутались: то ли это итог объявленной реформы, то ли она еще и не начиналась после отказа РФ от так называемой Болонской системы? Профессиональное сообщество было шокировано.
Общее мнение выразил политолог Сергей Карнаухов:
- «Теперь недоучки будут считаться квалифицированными специалистами».
Болонская система – весьма свежий продукт европейской мысли.
В 1998 году министрами образования четырех европейских стран - Франции, Германии, Великобритании и Италии – была подписана Сорбоннская декларация, цель которой в создании общих положений по стандартизации высшего образования.
Затем эти цели были подтверждены при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили готовность взять на себя соответствующие обязательства.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Фурсенко тогда исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий, но на следующий год стал министром образования и науки. Так что он, по сути, стоял у истоков внедрения в России Болонской системы.
Предполагалось, что российская будет ориентирована на унификацию с европейской системой образования. Но при этом Болонская коренным образом отличается от системы, исторически сложившейся в России.
Специалисты понимали, что многое придется менять, а что-то ломать кардинально и строить заново. И это на фоне многочисленных комплиментов европейских педагогов именно российской системе.
- «В вашей стране выстроено лучшее образование, - признавались европейцы российским коллегам. - Мы используем ваш бесценный опыт. Зачем вы стали все менять?»
А российские коллеги сознавали потенциальные риски, но укоренившиеся во власти либералы настаивали: «Шоб все у нас было, как в Европах!» - и продавили свое решение.
Внедренная в РФ Болонская система подразумевала единые образовательные стандарты для всех европейских вузов: трехуровневое образование (бакалавр - магистр - доктор) и дипломы единого образца. Претендент на степень бакалавра должен отучиться 3-4 года, еще через два года студент получал степень магистра.
Система позволяла студентам свободно переводиться между образовательными учреждениями стран-участниц, и на эту лакомую приманку клюнуло у нас много молодых людей. Дипломы, полученные в России, признавались - должны были признаваться - во всех государствах Европы.
Казалось бы, чего лучше?! Однако красиво это было только на бумаге.
- «Болонская система предполагала в идеале обоюдное признание дипломов бакалавра и магистра. Но этого не произошло», - утверждает доктор политических наук Александр Чумиков.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков считает: качество образования в России падает из-за того, что студенты бакалавриата вынуждены проходить пятилетнюю программу специалитета за четыре года. В итоге по ряду направлений часть вузов вынуждена была вернуть специалитет, только в другой форме.
- «В России огромная проблема - высококлассные отечественные инженеры постепенно уходят, - считает ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, - а их места занимают люди, получившие поверхностное школьное и вузовское образование, неспособные широкомасштабно мыслить, не читающие книг и не стремящиеся расти в профессиональном плане».
В экспертном сообществе утверждают, что двухуровневая система со степенями бакалавра и магистра просто путала людей, в первую очередь потенциальных работодателей. По программе специалитета студент получал полный курс знаний, необходимых в будущей профессии. А как оценить уровень знаний бакалавра?
Таким образом, «реформы» по факту оказались погромом налаженной советской системы. Господа либералы, похвалявшиеся образованием, полученным в европейских университетах, разрушить старое смогли, но оказались не способны создать что-либо новое и эффективное. И сильно поспособствовали утечке мозгов из России, в том числе благодаря Болонскому процессу.
В мае прошлого года было объявлено, что Россия выходит из Болонской системы. Конечно, решение это, в известной степени, политическое, вызванное резким обострением отношений между РФ и ЕС. Однако очень похоже, что оно вполне своевременное.
- «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, - сказал Валерий Фальков. - Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Итак, Болонская система уже в развалинах. Правда, пока непонятно, в какой стадии находится строительство нового здания, и каким оно будет. Ведутся ожесточенные споры, много непонятного и непродуманного, что наглядно засвидетельствовало очередное странное высказывание бывшего министра Фурсенко.
https://mirnov.ru/obshchestvo/obrazovanie/na-razvalinah-bolonskoi-sistemy.html