Новая шкала перевода первичных баллов за ЕГЭ во вторичные, обнародованная после окончания досрочного периода, шокировала педагогов.
Получить высокие баллы на экзамене по профильной математике стало значительно проще, чем на испытании по русскому языку, считавшемся одним из самых лёгких. Учителя полагают, что изменение принципа оценивания приведёт к развалу системы математического образования в стране и осложнит для выпускников процесс поступления в вузы.
Результаты ЕГЭ по математике резко улучшатся
Разработчики контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике в этом году решили исполнить поручение президента об улучшении качества математического образования школьников экстравагантным, а главное, быстрым способом. Шкала перевода первичных баллов за экзамен профильного уровня во вторичные изменилась таким образом, чтобы средний балл сдающих вырос. На бумаге чиновники смогут отчитаться о том, что уровень знания математики повысился.
– Такой вакханалии с переводом баллов, как в математике в этом году, нет ни в одном предмете, – комментирует ситуацию репетитор по математике Алексей Гаршин. – 70 итоговых тестовых баллов можно получить за выполнение всего 12 заданий из 32, это 37,5 процента работы. Для этого достаточно выполнить правильно все задания из лёгкой тестовой части, даже не приступая ко второй, как требовалось ранее.
«На стандартных контрольных за такой процент выполнения ставят двойку, а тут выходит неплохой результат, позволяющий поступить в вузы на бюджет. Чтобы получить 70 баллов по литературе, нужно написать правильно почти 90 процентов работы, по географии – 84 процента, а по русскому и иностранным языкам – 76».
Алексей Гаршин
репетитор по математике
Шкала перевода устроена таким образом, что тратить много времени на подготовку к решению сложных заданий из второй части теперь не нужно, поскольку перевод первичных тестовых баллов идёт нелинейно, их вес снижается ближе к максимуму. Например, получить заветные 100 итоговых баллов можно, даже потеряв два первичных, – такого нет ни в одном предмете. Не исключён казус, когда дети, решающие сложные задачи из второй части, но по невнимательности допустившие ошибки в первой, получат меньше баллов, чем школьники, натасканные на первую часть, но не обладающие математическим мышлением для того, чтобы справиться со второй.
– Изменением шкалы разработчики создали парадоксальную ситуацию, – продолжает педагог. – При поступлении на технические факультеты ведущих вузов с высоким проходным баллом преимущество возникнет у тех абитуриентов, которые лучше знают русский язык: получить близкий к максимальному балл за ЕГЭ по предмету станет значительно сложнее, чем по математике, физике и информатике. Проще говоря, если ученик на математике не решит две самые сложные задачи из второй части (4 первичных балла за каждую), а всё остальное сделает правильно, то получит 94 итоговых балла.
В русском языке потеря 8 первичных баллов приведёт к результату всего 83 балла. И это притом что в ЕГЭ по русскому 50 первичных баллов, а в математике – всего 32. Всё должно быть наоборот. Логики во всём этом, конечно, нет, но при приёме в вуз важна общая сумма баллов, а не результат по отдельному предмету.
Выпускников такое изменение правил игры накануне поступления тоже не радует.
– На мою специальность нужно сдавать физику, математику и русский язык. По первым двум предметам я готовился два года с репетиторами, а русский надеялся вытянуть баллов на 80 самостоятельно, – говорит одиннадцатиклассник Роман. – При нынешней шкале подсчёта получается, что на коне окажутся те, кто, наоборот, усиленно готовился именно к русскому. Ценность решения самых сложных задач в математике стала мизерной, а в русском языке каждый балл на вес золота, как и при поступлении в хорошие вузы.
Учитель физики Татьяна Терещенко считает, что шкала оценивания по ряду предметов при переводе завышается не только для создания видимости улучшения результатов учащихся.
Преследуется цель увеличить число сдающих эти дисциплины и заполнить бюджетные места на приоритетных направлениях.
– Шкала перевода баллов в ЕГЭ по физике и информатике по сравнению с гуманитарными предметами тоже намного более выгодная, – объясняет «Октагону» учитель. – Если раньше многие школьники боялись не пройти вузовский порог по физике и математике, то теперь вероятность этого ниже. В последние годы в регионах незаполненными оставались бюджетные места на технических специальностях. Если требования на экзамене к выпускникам снижаются, то и набрать студентов станет легче. Этим пользуются чиновники в сфере образования, играя со сложностью заданий и шкалой перевода. Однако всё это ускорит дальнейшее снижение качества преподавания математики и физики в школах. Другой вопрос – смогут ли дети, сдающие ЕГЭ по физике и математике по новым критериям на средний балл, полноценно учиться в вузе.
Условия сдачи гуманитарных предметов вновь ухудшили
На фоне упрощения процесса сдачи нужных государству предметов требования к менее стратегическим продолжают ужесточать. Шкала перевода баллов на экзамене по литературе в этом году стала драконовской, хотя сдачу этого предмета и без того ежегодно усложняют.
– То, что получить высокий балл на экзамене по литературе вновь станет сложнее, стало понятно ещё в начале учебного года, когда стало известно о сокращении первичного балла по этому предмету с 53 до 48 за счёт исключения простого задания из тестовой части, – поясняет учитель русского языка и литературы Светлана Васильева. – Но такого подвоха со шкалой подсчёта никто не ожидал. Достаточно использовать неправильный термин в сочинении – и даже при идеальной по всем остальным пунктам работе будет всего 89 итоговых баллов. 60 тестовых баллов ставят за 39 первичных из 48, то есть даже такие баллы теперь заработать непросто. К тому же за орфографию и пунктуацию на этом экзамене также можно потерять баллы.
По словам педагога, количество бюджетных мест на гуманитарных факультетах ограниченно, чаще всего требуется набрать больше 90, а то и 95 баллов за каждый экзамен. Это означает, что стоит лишь ребёнку, прекрасно знающему литературу, разволноваться и пропустить пару запятых, и он сможет претендовать только на платное обучение. В случае с профильной математикой школьник, допустивший две ошибки, всё равно останется стобалльником.
– Несмотря на регулярное усложнение экзамена, средний результат у литературы оставался самым высоким из ЕГЭ после русского языка: в 2023 году каждый четвёртый сдающий экзамен набирал более 80 баллов. Видимо, из-за этого и было принято решение ужесточить критерии оценивания, но разработчики явно перестарались. Проблема для выпускников этого года ещё и в том, что в творческие вузы, те же литературные, дети не всегда поступают с первого раза из-за внутренних испытаний, а теперь у выпускников, сдавших ЕГЭ по литературе в прошлом году, будет преимущество по баллам, – заключает Светлана Васильева.
В этом году ухудшилась и ситуация с переводом баллов по географии. Как и в случае с литературой, общий первичный балл за работу сокращён. Кроме того, теперь в промежутке между 72 и 100 итоговыми баллами каждый первичный балл стоит 4–5 вторичных, поэтому любая ошибка для сильных детей становится очень дорогой и может лишить абитуриентов бюджетных мест.