Нестандартный педагогический подход решили применить к ученикам одной из шведских школ. Ребят попросили написать предсмертные записки и объяснить, почему они хотят покончить жизнь самоубийством.

Москва, 18 октября. На этой неделе в Дании разгорелся очередной скандал. В зоопарке города Оденсе на глазах у детей препарировали тело льва. Вскрытие хищника заранее анонсировали на официальном сайте зоопарка. Причем пригласили в первую очередь школьников. Объяснили это тем, что «представление» устроили в образовательных целях. Такой вот открытый урок биологии. Как пояснили в зоопарке, убийство зверя - вынужденная мера: львиная семья слишком разрослась. Такие кровавые акции датские зоологи проводят регулярно. Год назад там публично убили и скормили львам жирафа Мариуса, также – на глазах у детей.

И еще один скандал в Европе. На этот раз в системе образования. В одной из шведских школ ученикам дали задание - написать предсмертные записки и объяснить, почему они хотят покончить жизнь самоубийством. Такие вот нестандартные педагогические подходы. Как выяснилось, этот случай не исключение. В тему погрузился корреспондент телеканала «МИР 24» Алексей Кнор.

Хейди Ахо-Михаэльссон – преподаватель литературы в одной из шведских школ. Это именно она предложила семиклассникам написать предсмертные записки своим близким.

«Это было занятие, посвященное психологическим проблемам. Мы прослушали аудиокнигу о девочке, которая готовится к самоубийству. И творческое задание я им дала, чтобы они глубже поняли чувства родственников героини. Я думаю, что с подростками нужно обсуждать тему суицида», – сказала Ахо-Мкаэльссон.

В Европе душевных порывов преподавателя не оценили. На школу и ее директора обрушилась волна критики: мол, какие же это европейские ценности?

«Попросить детей представить себя перед смертью, чтобы научить их сочувствию? Не думаю, что сочинение предсмертных записок поможет им как-то переосмыслить смерть», – считает жительница Берлина Марианне Кениг.

«Мне кажется, это довольно странная идея. Думать о конце, когда тебе всего 10-13 лет? Наоборот, надо концентрироваться на жизни», – сказал житель Берлина Константин Тильманн.

Впрочем, руководство шведской школы полностью на стороне учителя.

«Педагог не выдумал это задание. Оно есть в известном учебнике, который используется на уроках во многих школах», – объяснил завуч шведской школы Ян Седерстрем.

Между тем руководитель Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова в Москве Михаил Хасьминский уверен: такие педагогические методы конкретно действуют на увеличение суицидального поведения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире совершается около 800 тысяч самоубийств: один человек в минуту. Это случаи официально подтвержденного суицида. Реальная же цифра – в несколько раз выше. Примерно треть среди тех, кто добровольно уходит из жизни, подростки. В группе риска – молодежь от 14 до 19 лет.

«Думать, что если у ребенка есть суицидальные мысли, то он подавлен, пассивен, необщителен, далеко не так. Мысли, которые таятся у ребенка в голове, почти не выходят наружу», – отметила психотерапевт Екатерина Кулагина.

В педагогическом сообществе поступок шведской учительницы равнодушным не оставил никого: непрофессионализм и точка.

«Это экстремизм и глупость. Как педагогу, задача мне понятна, но выполнена она топорно», – сказал академик Российской академии образования, директор школы №109 Евгений Ямбург.

Он считает, что силу слова, особенно учительского, недооценивать нельзя. В пример заслуженный педагог России приводит своего первого преподавателя литературы.

«Весь урок он нам читал наизусть поэму Багрицкого «Дума про Опанаса». Мы же, молодые ребята, даже представить себе не могли, что кто-то из нас сможет подобное. Однако учитель нас «заразил», и между нами началось соревнование. Я на спор выучил «Демона» Лермонтова, мой товарищ – «Евгения Онегина» Пушкина. Вот оно, влияние одного человека», – вспоминает Ямбург.

Детский писатель Эдуард Успенский, пожалуй, единственный, кто выступил в защиту шведской учительницы. Говорит, она пыталась проявить фантазию. А творчество одним нравится, другие критикуют.

«Скорее всего, это был для чего-то придуманный педагогический прием. И раскритиковали его те, кто ничего в нем не понял», – сказал писатель.

Александр Фокин, кандидат исторических наук, преподает в Челябинском государственном университете. Считает себя экспериментатором: на одном из уроков он попросил студентов написать донос на своего соседа по парте. Сочинять оговоры преподаватель просит своих студентов регулярно. И школьников тоже: он ведет подготовительные курсы для старшеклассников.

«Это традиционная практика для педагогического процесса, творческая или проектная деятельность», – отметил Фокин.

Свою систему он называет методом погружения. Но не у всех она вызывает доверие.

«Человек, который считает себя достойным, не будет давать такие задания», – сказала студентка Челябинского государственного университета Екатерина Серова.

«Я бы написала донос, потому что, во-первых, это задание преподавателя, во-вторых, мне оно интересно», – сказала студентка Челябинского государственного университета Ксения Мельник.

Если среди подростков раскол, то их родители, как и многие учителя, такие методы скорее не одобряют.

«Это не тот метод воспитания детей, который нужен. Я считаю, что писать доносы на одноклассника некрасиво», – сказала жительница Челябинска Марина Клейменова.

«С точки зрения организационных форм полная свобода. Вот эта вариативность – самое страшное, наверное, порождение последнего времени», – считает член общественной палаты России, учитель русского языка и литературы школы №1251 Роман Дощинский.

Бесконтрольная система образования, как мина замедленного действия, говорят специалисты. Ошибка педагога может дорогого стоить: как минимум искалеченная психика ребенка, как максимум сломанная жизнь. Конечно, без эксперимента нет науки, в том числе и педагогики, но все-таки новаторство должно иметь границы, и главное – не перегнуть палку.

Источник