Наиболее частая проблема, возникающая после трансплантации донорских органов — это отторжение пересаженного имплантата иммунной системой реципиента. Во избежание этого пациентам приходится принимать массу токсичных препаратов, побочные эффекты которых могут привести к самым неожиданным результатам.

Чтобы помочь людям, исследователи разработали новую методику "перезагрузки" иммунной системы, которая значительно безопаснее любых альтернатив. В ходе клинических испытаний её опробовали на 20 добровольцах с пересаженными почками.

В обычной ситуации они должны были бы принимать до 20 препаратов ежедневно и подвергаться риску развития рака и почечной недостаточности, а также страдать от побочных эффектов в виде диареи и вздутия живота.

Руководил клиническими испытаниями доктор Алан Кёрк (Allan Kirk) из университета Эмори в Атланте. Он перезапускал работу иммунной системы пациентов таким образом, чтобы она приняла пересаженную почку, как родную.

Согласно отчёту о проведённой работе, опубликованному в издании American Journal of Transplantation, семерым пациентам впоследствии требовалась одна инъекция в день, а оставшимся тринадцати — одна инъекция и одна таблетка ежедневно.

Методика, разработанная доктором Кёрком и его коллегами, основана на трёх ключевых компонентах. Первым является лекарственный препарат под названием алемтузумаб (alemtuzumab), который вводится внутривенно прямо во время хирургической операции. Он "вымывает" белые кровяные тельца, лимфоциты, которые первыми атакуют только что пересаженный орган. Впоследствии они восстанавливаются за 12-18 месяцев, но после этого уже не воспринимают пересаженный орган, как чужой.

"Это и есть кнопка сброса иммунной системы", — поясняет Кёрк.

Второй препарат называется белатацепт (belatacept). Его работа заключается в том, чтобы заставить новые лимфоциты принять имплантат и не отторгать его. Сначала инъекции необходимо вводить довольно часто, но затем уколы делаются всего раз в месяц на протяжении полугода.

Последний препарат, сиролимус, является мягким иммунодепрессантом и принимается в виде таблеток. Его присутствие, скорее, мера предосторожности: он избавляет организм от оставшихся "агрессивных" лимфоцитов, которые по какой-то причине выжили после введения алемтузумаба.

Задача лекарственных препаратов системы заключается в подавлении "агрессии" со стороны лимфоцитов (фото Wikimedia Commons).

Через год после операции ни у одного пациента не наблюдалось признаков отторжения. Более того, никому из них не требовались дополнительные лекарственные препараты. Врачи спросили десятерых испытуемых, хотят ли они бросить принимать сиролимус, и почти все так и сделали, кроме трёх человек, решивших перестраховаться. Этим семерым ежемесячно вкалывают белатацепт, что и является их единственной поддерживающей терапией.

Спустя три с половиной года после операции все 20 пациентов чувствуют себя прекрасно. С тех пор Кёрк опробовал эту методику ещё на 18 добровольцах, которым сиролимус уже не давал. Вторые испытания также дали положительный результат. В мае 2014 года начнётся завершающий этап клинических тестов, в котором примет участие намного больше пациентов.

Кёрк сообщил, что в конечном счёте он планирует довести технологию до того, чтобы даже приём белатацепта был необязательным. Он попробовал отменить этот препарат двоим пациентам, но его пришлось вернуть при первых намёках на отторжение имплантата.

В дальнейшем испытания будут проводиться и на других органах помимо почек.

Источник