От чиновников кабмина долго ждали реальных и разумных предложений по модернизации экономики, по реиндустриализации, по достижению роста деловой активности и ВВП. Тем более, такой рост на уровне не менее 5 процентов был в конце прошлого года правительством обещан народу и президенту. Текущий прогноз – 1,8 процента, эксперты же МВФ и вовсе говорят об 1,5 процентах. Если называть вещи своими именами, показатели неуклонно стремятся к уровню статистической погрешности. Дальше, как известно, может быть только рецессия. И это, заметим, при высоких ценах на нефть и газ.

В данной ситуации правительственные чиновники не смогли найти ничего лучше, как искать способы сэкономить за счёт и так не слишком богатого населения.

Напрасно здесь обращаться к опыту западных стран. Да, в Европе предпринимаются меры жёсткой экономии. Это крайне неприятно для населения и носит порой несправедливый характер. Однако чаще всего речь там идёт об излишних социальных обязательствах, взятых европейскими государствами в период наибольшего богатства, случившегося во время (а во многом и за счёт) разрушения СССР и всего Восточного блока.

В России же рано говорить не только об избыточности, но даже и о полной достаточности социального обеспечения граждан, большая часть которых, мягко говоря, далека от «зажиточного уровня».

Пытаться в таких условиях «обрезать» то немногое, что у россиян ещё осталось – значит полностью идти вразрез и с логикой майских указов президента, и с интересами подавляющего большинства народа.

Однако вслед за «радостными» известиями об «экспериментальном» введении социальных норм на расходование домохозяйствами электричества, воды и газа пришло ещё одно.

Министр труда Максим Топилин предложил лишить безработных россиян бесплатной медицинской помощи.

«Почему из бюджета субъекта перечисляются деньги в фонд обязательного медстрахования за неработающих людей без оценки ситуации? Среди "неработающих" есть те, кто трудится, имеет доход, но не платит налогов и не делает отчисления в соцфонды, тогда почему они должны получать медпомощь за счёт тех, кто также трудится, но при этом и обязательные платежи делает?» – возмущался он на встрече с членами Комитета по социальной политике в Совете Федерации.

В самом вопросе Топилина содержаться два изъяна, недопустимые для высказывания чиновником такого уровня. Во-первых, среди тех самых «неработающих» большинство как раз не трудится и не может трудиться, потому что работы, тем более достойной уровня их квалификации, просто нет. Во-вторых, министр как бы расписывается за правительство в неспособности выявить тех трудящихся, которые работают, но не платят налоги, то есть нарушают вместе со своими работодателями закон.

Напомним гротескную ситуацию весны нынешнего года, когда вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец удивлялась, что «не знает», чем занимаются и где работают 38 миллионов россиян из 86 миллионов человек трудоспособного возраста. Вице-премьер сделала тогда случайное открытие о том, что добрая половина экономики ушла «в тень». Это, надо сказать, высветило необычайно «высокий уровень профессионализма и компетентности».

По-видимому, надеяться на нынешний кабмин по части отладки механизма сбора налогов не приходится. Впрочем – это отдельная тема.

В данном случае важнее другое. А именно то, как представляются из чиновных кабинетов судьбы конкретных людей. Ведь те вдруг могут оказаться вне возможности получить любую, даже самую минимальную медицинскую помощь.

Что станет делать сердечник, который не смог найти себе работу? Будет бороться с инфарктом народными средствами? Где будет рожать безработная молодая мать?

Вне всяких сомнений, подобные инициативы зарождаются в голове чиновника не слишком преклонного возраста исключительно потому, что сам себя он считает полностью профпригодным, а также навсегда застрахованным от безработицы и нищеты. Трудно, правда, понять, что даёт такую уверенность на фоне показателей эффективности команды (тех же показателей экономического роста), куда он входит. Должно быть, сказывается и прикреплённость к ведомственному здравоохранению, и доступность для наших небедных чиновников категории «А» чудес западной медицины.

Обычному же человеку в 99 случаев из ста деваться некуда – приходится обращаться за помощью к государственному здравоохранению.

Надо обладать «недюжинными» управленческими способностями и особым государственным «мышлением», чтобы попытаться лишить российских граждан права на подобное обращение. Остаётся надеяться, что, как это уже не раз бывало за последнее время, инициатива получит объективную оценку и «ляжет на полку» рядом с ворохом подобных ей придумок, коими стали знамениты за последнее время коллеги министра Топилина.

Леонид Донской

Источник