Что решил Президент
Итак, если кто думал, что поток мигрантов никогда не остановить, то вам последние новости и цифры.
Начнем с того, что было. Статистика по принятию иностранцев в российское гражданство по годам.
Первое место - это наши люди с новых территорий. А далее в пятёрке по максимальному притоку идут таджики, казахи, армяне и узбеки.
И вот на днях вышла аналитическая справка от МВД. За период с января-ноябрь 2023 года, Россия выдала на 54% меньше разрешений на временное проживание и почти на 15% меньше ВНЖ. Ведомство Бастрыкина пресекло самый масштабный способ ускорения получения российского гражданства – фиктивные браки и подделки документов квалифицированных специалистов.
В общей массе – это минус 120 тысяч мигрантов-потенциальных получателей российского паспорта. В среднем наш паспорт ежегодно получают 480 тысяч человек, из них 350 тысяч – это наши люди с новых территорий, а оставшиеся 130 приходятся на мигрантов из Закавказья и Центральной Азии.
Более того, работу по мигрантам МВД начало активно проводить только со второй половины года. И если структура сохранит подобные темпы, то количество получателей паспортов из Центральной Азии снизится втрое.
Цифры и действия говорят об одном - все это было согласовано на самом верху, и Россия уже не на словах, а на деле взялась за мигрантов.
И вот теперь самое главное – откуда, так сказать, ветер дует.
Слова Владимира Путина на недавнем совете по правам человека в отношении мигрантов:
"То, что происходит в этой сфере, прежде всего, продиктовано интересами экономики из-за нехватки рабочих рук, но нужно, безусловно, этих людей готовить. Нам нужно такие трудовые ресурсы привлекать, которые подготовлены с языковой точки зрения и с этнокультурной. Они должны знать и уважать наши законы. Мы с коллегами по СНГ работаем над этим, и школы русские открываем, в которых преподают на русском языке, но это не исключает того, что все приезжающие обязаны соблюдать российские законы и с уважением относиться к нашим культурным традициям и традициям народов России".
Если сказать не дипломатическим, а простым языком, то президент дал понять, что приоритет для России – это люди, которые знают язык и разделяют нашу культуру. А единственный способ получить полноценную подготовку – это обучение в русской школе не в России, а на территории стран СНГ.
А теперь взгляните на эту таблицу внимательно, потому что именно она и будет на ближайшие годы для мигрантов определяющей:
С Казахстаном, как и с Киргизией, все более-менее в порядке. Русских школ и школ с русским сектором в Казахстане почти половина, в Киргизии – треть. Этого вполне достаточно, чтобы оттуда приезжали вполне "квалифицированные" кадры. Ведь из этих двух стран мигрантов к нам в целом приезжает не так много. Киргизов в прошлом году приехало 1,1 миллион человек, казахов - 600 тысяч.
Хуже обстоят дела с двумя другими центрально-азиатскими республиками.
Вот смотрите. Узбекистан. Там открыто 953 русских школы (10% от общего количества), что позволяет одновременно обучать 1 миллион человек. Но при прошлогодней цифре в 6,4 миллиона трудовых мигрантов, требуется как минимум 3-3,5 тысячи школ.
Но самая большая проблема - с Таджикистаном. Русских и смешанных школ там чуть больше 200 – это 6% от общего количества. При ежегодном миграционном потоке в 4,5 миллиона, это капля в море. Эти школы, в лучшем случае, могут обучить 200 тысяч человек.
Вот об этом Путин и говорил в последний раз с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.
Это – главная и ключевая проблема, и наш президент этот вопрос выделил как наиважнейший в общем проблемном списке миграционной политики. Именно поэтому он отдельно подчеркивал и с энтузиазмом говорил о том, что, казалось бы, не является слишком существенным – об открытии 10 новых русских школ в Таджикистане.
Президент дал сигнал странам Центральной Азии: если хотите продолжать иметь доступ на наш рынок – открывайте русские школы. И не одну или две, а сотни в год.