Ученые доказали, что мушкетеры воевали против Лжедмитрия II
МОСКВА, 7 фев – РИА Новости. Археологи нашли материальные подтверждения сведений письменных источников об участии французских мушкетеров и других иностранных наемников в событиях Смутного времени в России. Как оказался среди воюющих на стороне русского царя капитан из Франции Пьер Делавиль? Что находят в Старой Ладоге? Читайте об этом в материале РИА Новости, подготовленном совместно с научным сотрудником отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН Павлом Миляевым.
Из Швеции – в Россию
Приключения французских и других западноевропейских "солдат удачи" на службе у русского царя Василия Шуйского начались в феврале 1610 года, когда они вступили в пределы Русского государства, и закончились, когда покинули крепость Ладоги (ныне Старая Ладога. — Прим. ред.), а затем и русские земли.
Годом раньше, в феврале 1609 года, когда польско-литовские отряды захватывали и грабили русские города, правительство царя Василия Ивановича Шуйского заключило с королем Швеции Карлом IX Выборгский союзный договор.
По договору Швеция обещала предоставить России наемное войско в составе двух тысяч конницы и трех тысяч пехоты в полном снаряжении. Наемники должны были идти на Москву, громя войска Лжедмитрия II. За помощь Карлу IX были тайно обещаны несколько городов и уездов.
Уже в апреле 1609 года в Россию отправились четыре тысячи человек во главе с генералом Яковом Делагарди. Наемная армия поступила в распоряжение князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.
Портрет царя Василия Ивановича Шуйского, холст, масло, Россия, Москва, XVIII век
Лжедмитрий II, гравюра, 1698 год
Копия портрета-парсуны князя М.В.Скопина-Шуйского начала XVII в, Чураков Сергей Сергеевич, дерево темпера, Москва, 1930 год
Одним из отрядов наемников в 400 человек командовал служивший шведскому королю французский дворянин Пьер Делавиль де Домбаль. Возможно, он был протестантом (гугенотом), покинувшим Францию из-за религиозных войн. Осенью 1609 года отряд по морю переправился в финский город Або (ныне Турку), откуда к концу года прошел более 500 километров до Выборга.
Отпраздновав в Выборге Рождество, отряд за три дня по льду замерзшего Финского залива перешел в Копорье, откуда двинулся через Великий Новгород в сторону Москвы. В отряде Делавиль, по свидетельству воевавшего под его началом английского наемника Генри Бреретона, "пользовался известностью и уважением".
1 / 3
Карта перемещений Делавиля по России
© РИА Новости / Алина Полянина
2 / 3
Карта России, составленная в начале XVII века по чертежу Царевича Феодора Борисовича Годунова, литография на бумаге
© Фото предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
3 / 3
План осады Новгорода Яковом Делагарди в 1611 году, гравюра на бумаге, Россия, Санкт-Петербург, 1890
© Фото предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Под Старой Руссой Делавиль настиг и уничтожил отряд сторонников Лжедмитрия II, пытавшийся установить свою власть в городе. Затем, весной 1610 года, он сыграл важную роль в снятии блокады Осташкова.
Неразрывные узы
В апреле 1610 года отряд Делавиля участвовал в боях за Ржев с превосходящими силами Тушинского вора (одно из прозвищ Лжедмитрия II. — Прим. ред.). Бреретон записал, что Делавиль произнес небольшую речь, чтобы подбодрить солдат: "Мы все связаны неразрывными узами любви и партнерства, хоть и являемся представителями разных народов, языков и традиций. /…/ Пусть не страшит вас ни наша собственная слабость, ни сила врага".
Солдаты Делавиля двинулись в атаку и обратили поляков в бегство. Французы заняли покинутую врагом крепость.
Вскоре Делавиль вместе с другими наемниками захватили Погорелое Городище и Иосифо-Волоцкий монастырь, где в бою возле монастыря 11 мая был освобожден из плена Патриарх Московский и всея Руси Филарет.
Как писал в своих записках Делавиль, отряды наемников "весьма счастливо изгнали и разбили поляков, /…/ завоевывая области, шаг за шагом, до самой Москвы, осаду которой поляки были вынуждены снять". В конце мая 1610 года, французский капитан вместе с другими английскими, шотландскими и французскими офицерами прибыл в Москву, где Василий Шуйский вручил им щедрые подарки и награды.
В начале июня Делавиль заболел и долго пролежал в Погорелом Городище. А в это время, 4 июля 1610 года, между русско-шведским войском и королевской армией Речи Посполитой, официально вступившей в войну против России, произошло сражение у деревни Клушино. Русская армия была разбита, поляки взяли Москву. 17 июля царь Василий Шуйский был низложен, его постригли в монахи и отправили в заточение. Московские бояре начали переговоры с польским королем Сигизмундом III, чтобы возвести на трон его сына, королевича Владислава.
Клушинская битва. Атака польских "крылатых" гусар, 1610 год
© Public domain
Сигизмунд III, король польский, Германия, первая половина XVII века, гравюра на бумаге
© Фото предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Яков Делагарди -- гелиогравюра на бумаге, 1652 год
© Фото предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Потеряв значительную часть имущества, Делагарди с небольшим отрядом верных людей, среди которых был и Делавиль, отошли в Торжок, оттуда — к Новгороду, где к ним присоединились вновь прибывшие три французские роты.
Делагарди послал Делавиля и три роты французов взять крепость в Ладоге. Теперь, после свержения Василия Шуйского, они стали захватывать города в интересах шведской короны и своих собственных.
Ладожское сидение
В то время Ладога представляла собой мощную каменную крепость с пятью башнями, к которой с юга в конце XVI века был пристроен Земляной город с бастионами. Это был крупный фортификационный комплекс, ключевая точка на пути к Новгороду.
Делавиль вошел в Ладогу 15 августа, на праздник Успения Богородицы. Он пишет: "Ладогу взяли мы колоколами (avec des cloches) за неимением петард". Возможно, внутрь колоколов, захваченных в ближайших монастырях, французы положили мешочки с порохом, подвели эти своеобразные мины к воротам и взорвали их.
Целых полгода отряд Делавиля удерживал Ладожскую крепость, три попытки русских войск, присланных из Новгорода, чтобы отвоевать ее, потерпели неудачу. Четвертая попытка в конце 1610 года оказалась успешной. Для борьбы с наемниками было мобилизовано несколько тысяч человек. 15 января 1611 года младший брат Делавиля предпринял вылазку из осажденной крепости, но русские захватили его с частью отряда в плен, а другую часть отряда истребили.
Узнав от пленных о плачевном состоянии защитников крепости, возглавлявший осаду сторонник Польши боярин Иван Михайлович Салтыков предложил Делавилю сдаться. Французы не соглашались, хотя терпели тяжкие лишения.
Вид на Староладожскую крепость
© РИА Новости / Александр Титков
Староладожская крепость, Воротная и Стрелочная башни
© Фото : Виталий Ковальчук
Вид на Староладожскую крепость в Ленинградской области
"У меня осталось в крепости тридцать господ и тридцать слуг, большей частью без оружия. Неприятели, зная о моем положении, стали осаждать меня с близкого расстояния. Но прежде привели моего брата и всех пленников на вид крепости, требуя от меня ее сдачи в обмен на брата, а в противном случае угрожая умертвить его на моих глазах", — пишет Делавиль.
Он отправлял к Делагарди гонцов с просьбой о помощи, но так и не получил ее, хотя шведы не раз пытались помочь защитникам Ладоги. Потеряв надежду, в начале февраля 1611 года измученные французы решили сдаться на предложенных Салтыковым почетных условиях. Русские вернули Делавилю пленных. Французы вышли из крепости с развернутым знаменем, под звуки труб и с захваченной добычей. Им позволили беспрепятственно удалиться до пределов Швеции.
Что узнали археологи
Многочисленные находки археологов при раскопках в Старой Ладоге дополняют исторические документы и показывают, каким было оружие и снаряжение отряда Делавиля.
Ученые нашли в крепости около 55 предметов европейского оружия и военного снаряжения, а также золотые голландские дукаты, отчеканенные в 1607 году и изготовленную на территории Германии керамику, сообщил Павел Миляев.
"Пистолеты с колесцовыми замками были во второй половине XVI–XVII в. характерным вооружением легкой и тяжелой кавалерии в армиях европейских государств. Их могли использовать и офицеры пехотных подразделений в качестве дополнительного оружия. Массовое использование пистолетов русскими служилыми людьми начинается после Смутного времени, с 20–30-х гг. XVII в.", — рассказал он РИА Новости.
Пистолет колосковый, г. Дрезден, XVII век
© Фото предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Шпага, Западная Европа, около 1620 года
© Фото предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
По его словам, среди находок из Старой Ладоги есть и ружейные замки европейского происхождения конца XVI века, которые устанавливались на крупнокалиберные мушкеты. Было найдено и несколько деталей мушкетов, не использовавшихся в то время войсками Московского государства, так как основным оружием стрельцов были пищали с ударно-кремневыми замками.
"К числу наиболее интересных и редких находок относятся детали ружейных колесцовых замков, изготовленных в конце XVI – начале XVII в. на территории Германии. Известно, что ручного огнестрельного оружия с колесцовыми замками на вооружении русского гарнизона Ладоги не было", — отметил Павел Миляев.
Мушкет колесцовый, саксонской гвардии. Зольмиц Яков (Solmitz Jacob), 1589-1688 гг.
© Фото предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Фрагмент колесцового мушкета, г. Дрезден, 1589-1688 гг.
© Фото предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Монеты, найденные в Старой Ладоге
© Фото предоставлено П.А. Миляевым
Керамика из каменной массы, изготовленная в городе Вестервальд (Германия), обнаружена в Старой Ладоге
© Фото предоставлено П.А. Миляевым
Также археологи нашли в Старой Ладоге характерные детали экипировки мушкетеров и холодное оружие ближнего боя европейского происхождения. Большинство находок ученые относят ко времени, когда в Ладоге находился отряд Делавиля.
"Из примерно 300 человек, пришедших с Делавилем в Ладогу, около 100 были кавалеристами, остальные пехотинцами, причем, судя по составу археологических находок, большая их часть была мушкетерами, меньшая – пикинерами", — добавил Миляев.
"Русские благодарили меня за службу"
Военачальник-француз до конца оставался верным присяге и договору, которые связывали его с Карлом IX и Василием Шуйским. "Русские сдержали свое слово, они благодарили меня за службу, которую я оказал их стране, хотя под конец я воевал против них", — записал Делавиль, покидая Россию.
Имя Делавиля и связанные с ним события упоминают в своих трудах Василий Никитич Татищев и другие русские историки. Сам Делавиль подробно рассказал о своей жизни в "Записках", которые были опубликованы спустя два столетия во Франции (в 1834 г.), и в России (в 1841 г.).
Иллюстрация французского солдата 17 века
© iStock.com / duncan1890
Буквально через несколько лет после выхода книги, в 1845 году Александр Дюма написал свой великий роман о трех мушкетерах. Кто знает, какой бы стала эта книга, если бы "Записки" Делавиля вовремя попались на глаза знаменитому романисту?
Возможно, история о французских мушкетерах, которые по заказу русского царя бьют польских интервентов и русских смутьянов на новгородской земле, еще ждет своего воплощения в литературе и на киноэкране.